Сакральные приметы Земли обетованной

Сакральные приметы Земли обетованной

Фото из открытых источников

Как и в любом другом государстве, в Израиле есть свои атрибуты и традиционные знаки. Некоторые из них имеют интересную историю и глубокий смысл

Флаг

flag2Сегодняшний флаг Израиля («Дегель Мединат Исраэль») утвердили 28 октября 1948 года, почти через пять месяцев после официального провозглашения независимости Израиля. Почему же флаг утвердили не сразу? Нужно было сделать выбор из 170 проектов официального символа страны. Главным конкурентом нынешней версии флага считался вариант, в котором были три равные по ширине вертикальные полосы (по краям – голубые, в середине – белая) и в центре белой полосы – синий «щит Давида». И все-таки большинство голосовавших членов израильского правительства высказались за такой флаг, который мы теперь знаем. Он представляет собой белое полотнище прямоугольной формы, на котором по краям размещены синие полосы, олицетворяющие голубизну чистого неба и синеву спокойного моря, а в центре – синяя Звезда Давида.

Интересным фактом является то, что полотнище флага напоминает талит – белую с синими (или черными) полосками еврейскую накидку для совершения молитв. Кстати, эти цвета (белый – как символ чистоты, синий, означающий связь с небом и заповедями Всевышнего) были близки евреям с самых древних времен. А как цвета еврейского флага они впервые упоминаются в 1878 году, в стихотворении немецкого поэта еврейского происхождения Людвига Августа Франкля.

Герб

25fc00e9e5bbb1a612ac6e5cce5c8270Герб Израиля – самый молодой из символов еврейского государства. Центральную часть щита занимает рисунок когда-то стоявшего в древнем Иерусалимском храме семисвечника – легендарной меноры. На сине-голубом фоне герба справа и слева изображены символизирующие мир вертикально стоящие оливковые ветви, внизу их черенки соединены надписью ивритскими буквами, складывающимися в слово «Израиль». Изображение меноры и оливковых ветвей может быть белого или золотого цвета.

Герб Израиля был принят в результате конкурса, проведенного в 1948 году, на основе победившего проекта братьев Гавриила и Максима Шамиров. Свою идею они почерпнули из библейского канона – на их гербе воплотились слова из книги пророка Захарии: «Видел я – вот светильник весь из золота… и семь лампад на нем… и две оливы на нем… одна справа, а другая слева». Братья Шамир усмотрели преемственность поколений еврейского народа именно в освещавшей Храм меноре, а не в Маген Давиде, поскольку семисвечник – в отличие от шестиконечной звезды – не встречается ни у какого другого народа.

Гимн

gimnГимн Израиля «Ха-Тиква» можно перевести как «Наша надежда», в его основе лежит стих еврейского поэта Нафтали Герц Имбера, который тот написал в 1877 году.

В 1888 году молодой композитор положил слова Имбера на свою музыку. Полученный вариант очень понравился слушателям, и долгое время эта песня была гимном сионистского движения. Получив независимость, молодое государство Израиль приняло «Ха-Тикву» в качестве гимна, но официальное решение Кнессета по этому поводу было принято только в 2004 году.

«Маген Давид»

166a0a831e67Гексаграмма «Щит Давида» или «Звезда Давида» – главная эмблема государственного флага Израиля – служит символом сионистского движения.

Шестиконечная звезда, состоящая из двух наложенных один на другой равносторонних треугольников, появилась еще в древности. Самые ранние изображения звезды найдены в Индии, где ее использовали задолго до того, как она появилась на Ближнем Востоке. Символ присутствует также в исламской культуре, в христианстве, фигурирует во многих древних источниках. Особенно часто использовали ее и древние евреи – в основном, на предметах домашней утвари. Древнейшее изображение такого рода – обнаруженная в Цидоне печать VII века до н.э., принадлежавшая некоему Йеошуа бен Йешаяу.

Считается, что шесть концов «Звезды Давида» соответствуют шести пространственным направлениям – земле, небу, северу, югу, востоку, западу, означающим всемогущество Б-га. А двенадцать ребер треугольников – двенадцати коленам Израиля, над которыми царствовал Давид.

Во времена Давида под знаком шестиконечной звезды состоялось объединение иудеев с другими народностями Израиля. Вторичное рождение этого символа произошло в Пражской синагоге, где с XVIII века началось движение за воссоединение рассеянной по миру еврейской нации и образование еврейского государства на месте, из которого этот народ был изгнан. Национальным знаком евреев Маген Давид стал примерно в XIX веке.

Менора

2222222-1В переводе с иврита означает «светильник».

Семисвечник (золотой семиствольный светильник) согласно Библии во время скитания евреев находился в Скинии собрания, а затем был перемещен в Иерусалимский Храм и сохранялся там вплоть до разрушения Второго Храма. Менора – это символ божественного света и слова, божественная защита и мудрость, возрождение и жизнь, чудо и преемственность. Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо жизни. А число «семь» в еврейской культуре обозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота и законченность, проявившиеся в семи днях творения, средняя ветвь, при этом, олицетворяет Субботу. Во всем мире, благодаря изображению на гербе Израиля, семисвечник ассоциируется с иудаизмом и непосредственно с еврейским народом.


По материалам сайтов pro-israel.ru, jewish.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *