Шалом или Намасте?

Шалом или Намасте?

sem40.co.il editions-ismael.com

Индия, как известно, одно  из  самых многонациональных  государств  в  мире,  в котором  на  протяжении  веков  проявлялась  терпимость  к различным  верованиям. 

Уже  тысячи  лет полноправным  элементом  индийского сообщества  являются  евреи.  Они  мигрировали  в  эту  страну разными  путями, расселялись  в  разлных  районах,  образуя общины,  слабо  связанные  друг  с  другом.  К  концу  первой половины  XX  века тридцатитысячное еврейское  население Индии  различалось как  историческим прошлым,  разговорным  языком,  религиозными  обрядами,  так  и  социально-экономическим  уровнем.  Кочинские,  бней-Исраэль,  багдадские, малабарские,  бней-Менаше,  бене-эфраим, ашкеназы,  эсрани – какие  только  этнолингвистические группы  евреев  не заносило  к  берегам Индийского  океана.

Еврейские касты

 

С юго-западной частью Индии связана история кочинских или керальских евреев. Эта община, построившая свою первую синагогу в X или XI веке, после образования Израиля полностью снялась с места и уехала. Осталось лишь около 50 евреев, пустые улицы бывших еврейских кварталов, действующая синагога XVI века и кладбища. Считается, что их предки осели в Индии в конце I века нашей эры. Внутри общины было три касты – «белые», «черные» и «коричневые». «Черными» назывались смуглые потомки первых переселенцев. «Белые» (пардеши – «чужеземцы или недавние пришельцы») – потомки переселенцев из Европы, прибывавших в Индию с XVI века от инквизиции. Существующую культуру «черных» евреев посчитали далекой от своей – с этих пор развитие двух общин шло параллельно, у каждой были свои синагоги. Евреи низшего уровня, «коричневые», были рабами, обращенными в иудаизм первыми двумя группами.

Кстати, в керальских общинах традиционно большую роль играли женщины. Уже с конца XVIII века девочки из еврейских семей учились в школах при синагогах и оказались хранительницами не только домашних, но и религиозных традиций – они учили иврит, читали Тору не хуже мальчиков.

 

Субботние  маслобойщики

 

По легенде предки евреев бней-Исраэль потерпели кораблекрушение у берегов Индии  в 175–164 гг. до н.э. Выжить смогли лишь семь мужчин-коэнов и семь женщин, которые стали родоначальниками племени. Некоторые исследователи XIX века усматривали в бней-Исраэль прямых потомков одного из десяти потерянных колен Израиля, а тесты ДНК показали, что они имеют идентичный с коэнами набор генов.

Жизнь и мировоззрение бней-Исраэль подверглись воздействию, с одной стороны, индуизма, а с другой – ислама. Так, вследствие предрассудков, связанных у мусульман со словом «еврей», они предпочитали именовать себя beni-Israel (сыны Израиля) – это название в Коране употребляется во вполне благоприятном для евреев духе.

Бней-Исраэль жили обособленно, поскольку представляли собой довольно низкую по статусу касту. Несмотря на то, что свое еврейское самосознание потеряли, носили индийскую одежду и имена, они сохранили часть традиций – субботний отдых, обряд обрезания, некоторые посты и праздники, законы о кошерной пище, чтение молитвы Шма, схожие с ритуалами библейского иудаизма древние анимистические ритуалы. Очень большим влиянием среди евреев пользовался пророк Элиягу, изображение которого до недавнего времени висело почти в каждом доме.

Занимались сельским хозяйством и отжимом масла – за это их называли «шанвар-тели», то есть «субботние маслобойщики».

Несмотря на то, что знание иудаизма у бней-Исраэль было довольно примитивным, в дальнейшем ученые евреи из других районов Индии помогли им глубже познакомиться с религией их предков.

В 1964 году правительство Израиля признало членов общины полноправными евреями, без всяких ограничений и различий. В Израиле самая большая группа бней-Исраэль проживает в Беэр-Шеве.

 

Богачи и просветители

 

Эта этническая группа весьма зажиточных евреев эмигрировала в Индию из Ирака (в основном из Багдада) в середине XVIII века. Когда они только прибыли сюда, там уже были синагоги бней-Исраэль, и поначалу их отношения складывались неплохо. Однако постепенно багдадские евреи поняли, что им куда выгоднее считаться «белыми», а не «смуглыми», ассоциироваться с англичанами, а не с туземцами. Вновь прибывшие стали отмежевываться от бней-Исраэль, подвергая сомнению статус тех как хранителей традиции, поскольку они слишком долго были оторваны от иудаизма.

Постепенно багдадские евреи начали играть ведущую роль в экономике и государственном аппарате страны, в общественной и культурной жизни всех евреев Индии. Они основывали еврейские школы, синагоги и типографии, печатавшие книги на иврите, познакомили кочинских евреев и бней-Исраэль с культурой евреев Ближнего Востока и Европы. Багдадские евреи давали бней-Исраэль работу на своих фабриках и тем самым заметно поспособствовали их репатриации. Дело в том, что багдадцы покинули Индию в 1947 году, закрыли свои фабрики, бней-Исраэль остались без работы. Они были гораздо больше включены в индийские реалии и индийскую жизнь, однако их алия оказалась экономически неизбежна.

В настоящее время в мире насчитывается около четырех тысяч багдадских евреев – в Израиле, Индии, Европе, США, Канаде, Австралии и Пакистане.

 

Чин-Куки-Мизо

 

Группа под названием бней-Менаше (дети Менаше) состояла из более чем девяти тысяч человек разных племен народа Чин-Куки-Мизо. Она мигрировала из Восточной Азии в малоизвестные и труднодоступные северо-восточные районы Индии. Евреи этой общины  утверждают, что происходят от одного из потерянных колен Израиля. Две с половиной тысячи лет они поклонялись одному богу, были знакомы с Библией и практиковали форму библейского иудаизма. В XIX веке британские миссионеры обманным путем обратили их в христианство. Но в 1951 году одному из глав общины, господину Чалу приснилось пророчество, что Б-г поручил ему направить его народ в свою дохристианскую религию, иудаизм, и вернуться в их настоящую страну, Израиль. Их алия заняла 50 лет – только в 2005 году главный раввин Израиля признал бней-Менаше евреями (но все равно велел им всем пройти гиюр). Первая партия бней-Менаше благополучно уехала в Израиль, но потом вмешалось индийское правительство, отправило ноту протеста, возражая против их обращения в иудаизм и вывоза из страны. Так что в Индии до сих пор есть группа бней-Менаше, ожидающая отъезда в Израиль.

У бней-Менаше были последователи – в 1980-х потерянным коленом объявили себя 350 человек, жители одной деревни в южноиндийском штате Андхра-Прадеш. Эти люди назвали себя бней-Эфраим, имея в виду, что колено они Эфраимово. Они построили себе синагогу и постепенно встраиваются в русло раввинического иудаизма. Пока что официально евреями их не признали. Зато их дети рождены и воспитываются в традиции – может быть, в Израиль впустят следующее поколение бней-Эфраим, оставив нынешнее «бродить по пустыне».

Страницу подготовила Эсти Блюм

По материалам сайтов jewishencyclopedia.ru, eleven.co.il, www.imrey.org

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 4 =