Школа для взрослых художников

Школа для взрослых художников

участников проекта

Российские и китайские дизайнеры впервые собрались на научном и творческом форуме

Как рассказала заведующая кафедрой изобразительного искусства и дизайна ПГУ им. Шолом-Алейхема Елена Абдуразакова, в декабре 2014 года в Академии дизайна и искусств провинции Хэбэй (КНР) был подписан двусторонний международный договор о сотрудничестве в области образования, науки и культуры вышеназванных вузов. И вот группа студентов и преподавателей ПГУ, а также ДВГГУ и художники из Хабаровского и Приморского краёв, Амурской области собрались в Поднебесной для проведения Первой международной научно-практической и образовательной школы. Среди её участников были  ведущие специалисты в области методики преподавания изобразительного искусства – профессор ДВГГУ Борис Карев, столичный академик РАО Станислав Ломов и профессор, галерист из Нью-Йорка Б. Пенбам. 

От ПГУ доклады на симпозиуме представили четыре преподавателя головного вуза ЕАО – Елена Абдуразакова, Вера Галечко-Лопатина, Елена Аминева и Мария Удова.  Это были актуальные научно-исследовательские и экспериментальные работы в  области истории и теории искусства и дизайна, декоративно-прикладного искусства, а также традиционного искусства коренных народов Дальнего Востока. В частности, были представлены работы о литературных сюжетах в изобразительном искусстве Китая на примере картины «Фея реки Ло» Гу Кайчи (Е. Абдуразакова); об образах «Таинственного Востока» в творчестве Константина Бальмонта (совместно с Анной Коваленко), исследование об интерьерах в западно-европейской живописи (В. Галечко-Лопатина) … 

Также на научном форуме рассматривались вопросы непрерывного художественного образования, воспитания и развития личности в современном поликультурном пространстве. 

Китайских коллег  интересуют современные методики обучения приёмам европейской живописи и классического рисунка, проблемы современного искусства, нас – искусство этой страны, имеющее историю в несколько тысячелетий, специфика обучения дизайну и изобразительному искусству. Обмен опытом для учёных, педагогов и художников соседних стран – важный шаг к взаимопониманию народов. Такую точку зрения разделяют все наши участники Первой международной школы.

Заведующая кафедрой ИЗО и дизайна ПГУ Елена Абдуразакова поясняет:

— Студентов-дизайнеров необходимо обучать на лучших дизайн-площадках. Им просто необходима творческая среда и профессиональное общение. Такие программы не только повышают качество образования, но и дают сильнейшую мотивацию, расширяют кругозор, меняют мировоззрение. Кроме того, Министерство образования и науки РФ настоятельно рекомендует российским вузам расширять свои международные связи. Это не только интересно и полезно для образовательного процесса, но и является одним из критериев эффективности работы российских вузов.

Зачем студент работает… на улице?

Экскурсия по самой Академии дизайна и искусств достойна отдельного рассказа: корпуса её выстроены в стиле европейских средневековых замков, территория включает обширные парки – отличные примеры ландшафтного дизайна, с водоёмами, ажурными мостиками, разнообразной растительностью. На территории вуза установлены скульптуры, авторами которых являются известные художники Китая. Огромную работу по благоустройству территории академии делают сами студенты: отливают скульптуры, декоративные металлические ограды, занимаются парковым дизайном… 

Ректор академии господин И говорит об этом так: «Я считаю, что студенты творческих специальностей должны жить и учиться в красивом месте». При этом территория академии столь велика, что в её парках с непривычки можно и заблудиться (возможно, поэтому первая экскурсия по академии была проведена на мини-автомобилях). Очевидно, что для вуза она отведена с запасом на долгую и плодотворную деятельность. Таким образом, воспитание и развитие личности в гармоничном и разнообразном художественном пространстве происходит в академии самым естественным образом.

«Я рисую. Я тебя рисую…»

Но теорией и обсуждением чужих достижений участники симпозиума не ограничивались. В его рамках состоялась международная выставка «ART-AREA CHINA-2015». На ней были представлены работы художников Китая, России, США, Республики Кореи, Бангладеш, Германии, Словакии, Латвии, Швеции и других стран. Таким образом, в одном месте можно было увидеть множество художественных стилей и техник, национальных школ живописи, графики, скульптуры. Кстати, неоднократно отмечалось, что в КНР высоко ценится русская масляная живопись и не гаснет интерес к современным представителям этой школы.

— В поездке у нас была интересная учебно-пленэрная программа (работа с натуры) совместно с китайскими преподавателями и студентами, – рассказывает студентка кафедры ИЗО и дизайна Елизавета Кузнецова. – И так неожиданно было предложение одной из участниц пленэра, хабаровчанки, нарисовать… мой портрет! Писали и пейзажи. А потом состоялась выставка этих работ с вручением сертификатов о прохождении пленэрной практики в Академии дизайна и искусств провинции Хэбэй.

 Мегаполис без рекламы

В ходе учебно-познавательной поездки в Поднебесную у представителей ПГУ была возможность посетить кроме Хэбэя крупнейшие города Китая – Пекин и Шанхай. Эти мегаполисы удивили россиян быстрыми переменами. Там желают побыстрее уйти от образа городов душных, тесных и лишённых зелёных насаждений. 

— В Пекине и Шанхае сейчас много цветов и деревьев не только в парках, – рассказывает старший преподаватель кафедры ИЗО и дизайна ПГУ Мария Удова. – Поразили клумбы с розами вдоль широких автотрасс в столице Китая. А ведь роза считается нежным цветком, чувствительным к загрязнению воздуха и почвы. Многое из увиденного – шикарный пример современного ландшафтного дизайна, к сожалению, не развитого в большинстве дальневосточных городов. Думаю, Биробиджану уже сложно претендовать на звание самого зелёного города…

Ещё один сюрприз преподнёс Шанхай. В этом мегаполисе неожиданностью стало… отсутствие наружной рекламы на улицах. Никаких баннеров на стенах домов или растяжек над проезжей частью улиц. Только вывески магазинов, организаций, предприятий и т.д., только необходимый функционал. 

— Благодаря этому город смотрится очень легко, легче дышится даже, — отмечают участники поездки.

Зато архитекторы в Шанхае «отрываются», создавая проекты необычных по форме зданий: то небоскрёб-книга, то «дырявый небоскрёб» — в верхней части которого широкое отверстие в несколько этажей. Говорят, это для дракона, который тут время от времени пролетает, чтобы ему ничто не преграждало привычный путь. Понятно, что гости города не оставляют это здание без внимания…

При этом Шанхай, известный как город с XI века, являясь одним из современнейших и крупнейших городов Китая, сохраняет и примеры традиционной архитектуры (преимущественно храмовой), и кварталы старой застройки, с которыми связаны важные исторические события и личности. Так, россиянам удалось посмотреть гостиницы, где останавливался знаменитый бас Фёдор Шаляпин и выступал со своим джазом Олег Лундстрем – русский шанхаец. Сохранились и кадетские корпуса, в которых занимались и жили ученики русских военных училищ, основанных эмигрантами из Сибири и Дальнего Востока. Так что Шанхай не только образцовый китайский город, но и город мультикультурный, традиционно вбирающий в себя лучшее, приходящее «с Запада», и перерабатывающий это на свой уникальный лад. А этому стоит поучиться.

Состоялось и знакомство с объединенным Шанхайским университетом, а также незабываемое впечатление оставило посещение «Арт-зоны» Шанхая. Целый район на улицах города отведён под галереи и мастерские художников, и любой человек мира может туда приехать, снять мастерскую и поработать. Так Китай обогащается, привлекая не только деньги и промышленные технологии, но и современное искусство.

* * *

— Что мне дала такая поездка? – переспрашивает ещё одна её участница, студентка Мария Панькова. И уверенно отвечает: – Новую мотивацию для работы! Мы овладели новыми художественными техниками, материалами и очень расширили кругозор. Посетить музей Ван Гога в Амстердаме  у меня вряд ли получится в обозримом будущем, а в Шанхае мы удачно попали в инженерный музей знаменитого постимпрессиониста. Копии писем, репродукции картин. И воспроизведённая на огромном экране картина Ван Гога, изображающая его комнату, которая постепенно, у вас на глазах, заполняется мебелью. Создается эффект реального присутствия при написании картины! 

— Мы уходили с чувством реально пережитой нами всей трагической жизни  художника! Мне он стал более понятен и очень дорог, – подтверждает слова Марии другая студентка-дизайнер –  Елизавета Кузнецова.

Между прочим, весомую помощь студентам в этой полезной поездке оказал университет, взяв на себя расходы в несколько десятков тысяч рублей. Ну а домой участники международной научно-практической и образовательной школы привезли, кроме впечатлений и фотографий, сертификаты о прохождении международной программы, международный каталог художественных работ и сборник докладов коллег из множества стран и вузов. А значит, с новыми материалами есть возможность увеличить культуральный багаж коллег и других студентов, которые наверняка теперь мечтают попасть во вторую международную школу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *