ШКОЛА КАК БЕСПОКОЙСТВО

ШКОЛА КАК БЕСПОКОЙСТВО

Фото: do.ngs.su

Большинство учителей (86,7%), опрошенных в трех регионах России, связывают плохую успеваемость с невниманием родителей к их учёбе.

Такие выводы следуют из результатов исследования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте (РАНХиГС)

Таки учитель виноват?

Опрос проводился с февраля по май 2018 года в трех регионах: Алтайском и Ставропольском краях и Челябинской области. В каждом регионе были опрошены 700 учителей и 700 родителей.

Для исследования специально были выбраны регионы со сложившейся обстановкой в сфере школьного образования, которую можно было назвать во многом средней: как в успеваемости школьников, так и в уровне материального обеспечения школ и наличия в них достаточного количества педагогов. Исследование в целом показывает уровень активности педагогов и родителей учеников в высказывании мнений, касающихся положения дел в отечественном образовании.

По результатам исследования, в первую очередь, педагоги связывают плохую успеваемость с невниманием родителей к школьному образованию детей — такое мнение высказали 86,7%. Семейное неблагополучие учителя считают второй по значимости причиной плохой учебы детей (по мнению 72,8% учителей). На третье место педагоги ставят проблемы со здоровьем детей — 67,5%.

Но настораживает, что в числе других причин 63,5% учителей назвали и профессионализм педагогов как важнейший фактор, оказывающий существенное влияние на образовательные результаты школьников.

Прочие причины, такие как сложность учебных программ, уровень образования родителей, малообеспеченная семья или семья мигрантов, в гораздо меньшей степени, по мнению учителей, влияют на успехи ребенка в школе.

При этом, несмотря на то, что учителя отмечают недостаточность внимания родителей к своим детям, более половины из них (54,7%) все же выразили мнение, что в последние годы семьи стали более требовательны к качеству образовательного процесса, чем это было раньше.

 

«Он у нас хороший»

Согласно исследованию, большинство родителей оценивают успеваемость своих детей в школе как хорошую или даже отличную, только 12,8% семей отметили, что дети учатся в основном на «тройки».

Вместе с тем родители, так же, как и учителя, отмечают снижение успеваемости своих детей по мере их перехода из начальных классов в основную школу. Так, в начальной школе наибольшая доля родителей, считающих, что их ребенок учится на “тройки”, приходится на 1-й и 3-й класс. Ожидаемо наиболее сложной является ситуация в основной школе. Если успеваемость на “тройки” в 5-м классе отмечают 10,7% родителей, то за три года обучения к 8-му классу доля родителей, считающих образовательные результаты детей плохими, увеличивается более чем в два раза и составляет 24,4%

Как показывает опрос, родители объясняют низкую успеваемость своих детей различными причинами, и на первое место ставят отсутствие способностей к отдельным предметам (33,8%), далее — содержание образовательной программы (32,2%), а вслед за этим — отсутствие у детей интереса к учебе (26,5%).

Одной из причин, мешающих улучшению образовательных результатов, 13,9% родителей назвали отсутствие возможности оплачивать необходимое количество дополнительных занятий. При этом треть семей (30,1%) не видят в существующей системе препятствий для повышения успеваемости ребенка. Лишь 9,3% родителей отметили среди причин профессиональную деятельность учителей, которая нуждается в улучшении.

—      Цифры исследования нельзя назвать противоречивыми, скорее, эти процентарные соотношения аккумулируют мнение каждой стороны нынешнего отечественного школьного учебного процесса, за исключением самих учеников. Поэтому наблюдается некий эффект «перетягивания одеяла на себя», то есть каждая из сторон видит свою правду. Хотя точка зрения родителей более объективно отражает ситуацию в современных российских школах, – комментирует данное исследование ректор областного института повышения квалификации педагогических работников Наталья Лазарева.

 

Маму с папой не забудьте

Наталья Семеновна напоминает: в российском законодательстве об образовании указаны три стороны образовательного процесса – дети, учителя и родители. Но как-то не особо ясно, до какой степени родители должны быть в это вовлечены. Во многих случаях родители чуть ли не до старших классов должны помогать своему ребенку учиться именно по предметам – то есть, готовить с ним домашние задания, сами вспоминая свои школьные знания по предметам, подтягивать его успеваемость, нанимая репетиторов, чему также немало способствует истерия перехода в старшую школу и ЕГЭ. Значит школа тоже не вполне справляется со своей задачей обучения школьников?

Во многом мнения родителей объективны и в том, что касается способностей детей к изучению отдельных предметов, содержания школьной программы и интереса к учебе у школьников – ведь все эти вещи взаимосвязаны и имеют прямое влияние на самых непосредственных участников образовательного процесса — детей.

Но во многом современная средняя школа должна быть и отделена от прямого участия и влияния родителей, за исключением, так сказать, нештатных ситуаций. Участие родителей в образовательном процессе должно быть на уровне решения административных вопросов, где их мнение обязательно, считает ректор областного института повышения квалификации педагогических работников.

Тенденция к этому в современном образовании есть, такие принципы соблюдаются, но все же до сих пор приходится сталкиваться с ситуациями, когда родители, что называется, заново садятся за парту со своим ребенком. Связано это со многими объективными причинами. В первую очередь, со страхами по поводу успеваемости своих детей, и, как следствие, их дальнейшей успешности в послешкольной учебе, работе и тому подобном.

Кстати, подобная статистика будет интересна и для педагогических кругов Еврейской автономии. Подобных исследований в ЕАО не проводилось, и этот опыт вполне возможно повторить на собственных данных. Ситуация с современной системой образования до сих пор повсеместно вызывает споры, высказывание мнений как родителей, так и учителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *