Школа первая – школа верная!

Школа первая –  школа верная!

Рассказ о легендарной школе Биробиджана, которая в мае отметит 80-летие

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, играющих в школьном дворе. А может, она начинается с учительницы первой твоей! Да, это в действительности так. Слова «Родина» и «школа» созвучны. Школа учит и воспитывает достойных граждан общества. О такой легендарной школе, которая в мае этого года отметит 80-летие, мой рассказ.

С первой школой связана жизнь нескольких поколений жителей Биробиджана. Можно без преувеличения сказать, что в ней учился каждый третий горожанин. И если б не так называемая перестройка, вызвавшая массовый отток жителей нашего города за рубеж, юбилей первой школы вылился бы в торжество всего областного центра. Но и сегодня на праздник «родного дома», у кого только будет возможность приехать, прибудут ее бывшие выпускники из многих городов страны, а также из зарубежья. Они искренне порадуются встрече с друзьями и товарищами, с которыми долгие годы учились, мечтали, дерзали. Вместе погрустят, когда их взору представится пустое пространство на месте, где была долгие годы их любимая школа, и молча постоят, дань доброй памяти ей отдавая.

Предстоящий юбилей первой школы будет в некоторой степени праздником со слезами на глазах. Старое здание школы просуществовало без малого 75 лет и ушло в историю, а школа оставила глубокий, яркий след в жизни областного центра.

Знаменитая первая, рожденная в 1932 году прошлого столетия, поначалу  размещалась в неказистом деревянном бараке, расположенном в районе, где сейчас высится красивое здание Центра детского творчества. Тогдашняя школа  не соответствовала элементарным требованиям для нормальной учебы детей. Но тем не менее она приняла первые  312 детей переселенцев, прибывших обживать Биробиджанский национальный район.

Школе выделили участок земли в 0,4 га, на котором в часы свободные от занятий ученики и учителя вместе выращивали огородную продукцию для своей столовой, так необходимую в те несытые годы. Сама школа имела далеко неприглядный вид, но в противовес этому какие маститые учителя занимались с детьми! Учитель физики Иван Иванович Селиверстов по зову сердца в начале 30-х годов приехал с Украины в только что образованную Еврейскую автономную область и несколько лет  преподавал свой предмет в биробиджанской первой школе.

Приезжий педагог был личностью неординарной, быстро нашел ключик к ребятам, добиваясь высокой успеваемости. Будучи человеком врожденных организаторских способностей, его выдвигают на работу  в Облоно.

Жизнь Ивана Селиверстова была связана со всеми крутыми поворотами в истории нашей страны. В 1938 году по ложному обвинению он был репрессирован. Проявив твердый характер, выдержав все пытки «ежовщины», он никого не оговорил, в том числе и себя. В 1939 году дело Ивана Ивановича Селиверстова прекратили за отсутствием состава преступления, и он был освобожден.

Шло время. Рос поселок Биробиджан, а вместе с ним увеличивалось и его детское население. Назрела острая необходимость в постройке новой школы. И такая школа на 1000 учащихся была в рекордные сроки возведена. Это было по тому времени современное четырехэтажное кирпичное здание, второе в городе, расположенное в самом центре Биробиджана, на перекрестке улиц Пушкина и Комсомольской. Долгие годы оно было единственным украшением среди рядом стоящих невзрачных деревянных двухэтажек.

В 1937 году новая каменная первая школа приняла первых учащихся. Это был год, когда поселок Биробиджан получил статус города. В новой школе из плеяды талантливых учителей первого поколения по праву называют профессора Бориса Львовича Брука — руководителя экспедиции по обследованию Дальневосточного края, по рекомендации которого на части этой территории был создан Биробиджанский национальный округ, и в мае 1934 года получивший статус Еврейской автономной области.shkola-1

Известный ученый, оставив столицу, вместе с семьей переехал в образованный с его помощью по решению ВЦИК СССР Биробиджанский национальный район. Несколько лет Борис Львович Брук был учителем математики в первой школе.

Беру на себя смелость утверждать, что в настоящие дни трудно среди биробиджанцев найти человека, кто бы мог похвалиться, что учил математику не у простого педагога, а у профессора, давшего жизнь Еврейской автономии.

И все же живут в нашем городе люди, которые познавали сложную математику на уроках профессора Брука. Это жена автора этих строк Клара Семеновна Иткина. Она в те годы училась в первой школе и хорошо помнит этого незаурядного человека и его незабываемые уроки. «Борис Львович не входил в класс, а врывался стремительный и целеустремленный, с портфелем под мышкой, здороваясь с нами на ходу. Он не теряя ни одной минуты, приступал к уроку, говоря нам, что минута час бережет. Объясняя на доске новый материал, учитель  не выпускал из своего внимания класс, следил за тем, как мы воспринимаем то, что он пишет на доске. Такой контроль давал хорошие результаты. Мы не переставали удивляться способностям этого невысокого роста человека, столько он проявлял энергии, чтобы привить любовь к такому, как многим кажется, сухому предмету – математике. «Дисциплину эту я любила», – вспоминает Клара Семеновна.

— «Мне она давалась легко. Быстрее всех в классе решала любые контрольные.

Профессор неоднократно повторял, что математика, как никакой другой предмет, заставляет  усердно работать серые клеточки и оставался доволен, когда видел, что знания, которые он нам дал, остались в наших головах».

Борис Львович не кичился своим высоким званием. Когда в военные годы в Биробиджане возникали трудности с топливом, он наравне с учениками старших классов принимал участие в заготовке дров. Норму на человека — три кубометра дров – профессор выполнял.

В послевоенные годы Бориса Львовича приглашают в Хабаровск в институт земледелия и животноводства и там он плодотворно работает. Известный ученый ушел из жизни в возрасте 94 лет, оставив после себя большое творческое наследие.

К старшему поколению педагогов первой школы, безусловно, принадлежит и Соломон Абрамович Глускин. Его отличали исключительная  интеллигентность и человеческая доброта. Класс физики, который Соломон Абрамович собрал и оборудовал, был самый насыщенный в школе по части обеспечения всевозможными приборами и макетами.

Как талантливый педагог Соломон Абрамович умел доступным языком объяснить любую тему по физике.

Вот как об этом вспоминает один из выпускников 1967 года:

— С уроков физики я уходил как со встречи с Аркадием Райкиным. На уроке все время весело и легко, и совсем не замечаешь, что тебе объясняют очень сложные вопросы: «Параллельное и последовательное соединение проводников» — для девочек его класса одолеть тему было непросто. Соломон Абрамович применил оригинальное объяснение, сопоставил изучаемую тему с примером, взятым из реальной жизни. И всем стало понятно, что при параллельном соединении проводников сопротивление уменьшается, а при последовательном, наоборот, увеличивается. Многие ученики Соломона Абрамовича в будущем избрали научную стезю, стали кандидатами и докторами наук. Несомненно, и в этом заслуга талантливого педагога, заслуженного учителя Российской Федерации Соломона Абрамовича Глускина. Его благородный труд отмечен званиями и наградами.

К первому поколению талантливых педагогов ведущей школы города по праву можно отнести заслуженного учителя Российской Федерации Минну Абрамовну Белагу. Это человек редкого дарования, прирожденный лидер, умеющий объединять людей во имя общего дела. Она с отличием закончила пединститут, с 1964 по 1996 годы преподавала математику и была завучем в первой школе. Свои  уроки проводила по системе проблемных задач различного уровня сложности, тем самым стимулировала мыслительную деятельность учащихся. По ее инициативе и содействию впервые в школьном образовании в 1969 году в первой школе был открыт  математический класс. Ее ученики успешно закончили престижные вузы Томска, Новосибирска, Москвы… Обладая богатым педагогическим опытом, Минна Абрамовна щедро делилась им со своими коллегами. Она была наставником многих учителей Биробиджана. Ряд лет успешно руководила городской секцией математики. Была председателем школьного профсоюзного комитета, проделав большую работу и на этом поприще. Несмотря на свою занятость, она успевала даже петь в учительском хоре. Вся ее яркая жизнь была отдана детям, свидетельство тому воспоминания об уроках Минны Абрамовны одного из ее выпускников.

— Меня, гуманитария по складу ума, уроки по математике, так искусно поданные Минной Абрамовной, завлекали  в заоблачную высь.

Под стать Минне Абрамовне была и заслуженный учитель Российской Федерации Анна Семеновна Гробер. В 1955 году после окончания педагогического училища она пришла в первую школу учителем начальных классов. И за сорок с лишним  лет  первую ступень обучения прошли у нее десять выпусков ребят. И каждый раз, принимая новый класс, она, обращаясь к ребятам, говорила: «С сегодняшнего дня вы, дети, наши ученики первой школы – я вас научу читать, писать, узнавать нашу Родину…»

Анна Семеновна завоевала авторитет и уважение учеников, родителей,  коллег по работе своей преданностью любимой работе, творческому подходу к каждому уроку.

Она успевала прийти на помощь каждому, кто в ней нуждался, помогала ученикам поверить в свои способности. А дети отвечали ей своей любовью. Ее ученики имели прочные знания и отличались воспитанностью. Не поэтому ли родители так стремились отдать своих детей именно в класс Анны Семеновны Гробер!


Юрий ФАЙЗИЛЬБЕРГ. (Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *