ШКОЛЬНОЕ УРАВНЕНИЕ

ШКОЛЬНОЕ УРАВНЕНИЕ

Фото:  Известия. Александр Казаков

Россияне не поддерживают особого отношения к одаренным

По данным ВЦИОМа, 64% опрошенных не считают, что учителя должны уделять больше внимания талантливым ученикам

В России одаренные дети вырастают в обычных взрослых, зарывая свои таланты, считают 52% опрошенных ВЦИОМом россиян. Но педагогам не следует уделять им больше внимания, надо относиться к ним так же, как и к остальным, полагают 64% респондентов. Такие данные содержатся в опросе «Одаренные дети: кто они и что их ждет?», с которым ознакомились «Известия». По словам экспертов, даже ребята, показывающие средние результаты, при должном внимании со стороны родителей и учителей могут стать очень успешными.

Россияне по-разному представляют себе одаренных детей. Это те, кому с рождения дан талант, уверены 41% опрошенных. А 38% к таковым относят ребят, которые целенаправленно, с помощью родителей и педагогов развивали в себе уникальные качества. Некоторые (12%) отмечают, что одаренными называют тех, кому просто повезло, их способности случайно заметили окружающие.

Педагогам и тренерам, которые работают с одаренными детьми, следует относиться к ним как и ко всем остальным своим ученикам, полагают 64% участников опроса. Однако 33% считают, что одаренные дети заслуживают особого внимания учителей.

В современной России одаренные дети со временем становятся обычными взрослыми, их таланты мало проявляются во взрослой жизни. Такое мнение разделяет 52% респондентов. А то, что их таланты с возрастом продолжают развиваться, думают 29% опрошенных.

У одаренных людей возникают проблемы в общении со сверстниками (45%) и со взрослыми (51%), считают респонденты ВЦИОМа.

Из талантливых детей не всегда вырастают успешные взрослые: одних ломает среда, другие — теряют интерес, не выдерживают жесткой конкуренции, отметил руководитель департамента исследований ВЦИОМа Степан Львов.

— Сегодня мир профессий движется в сторону многозадачности и многопредметности: современный специалист должен ориентироваться во всем, что оказывает какое-то влияние на сферу его интересов. Концентрация на одном предмете становится рискованным выбором для юного таланта. Оптимально — развивать таланты, вместе с тем вовлекаясь в другие области знаний, в разнообразные социальные практики, спорт, искусство и досуг, — полагает социолог.

Российская педагогическая практика доказывает, что если школа ставит себе задачу максимально вкладываться в детей, то и ученики, изначально показывавшие средние результаты, в итоге демонстрируют достижения на мировом уровне, отметила депутат Госдумы, координатор проекта ОНФ «Равные возможности — детям» Любовь Духанина.

— Успехи одаренных детей после окончания обучения зависят не только от потенциала, который был развит в детстве. Каждый человек, взрослея, сталкивается с препятствиями. И их нужно уметь преодолевать. Поэтому часто одаренные дети, привыкшие к комфортным условиям в процессе обучения, не знают, как реализовать себя во взрослом мире. Нужно научить их быть самостоятельными, договариваться с людьми, организовывать вокруг себя пространство творчества и инициатив, — подчеркнула Любовь Духанина.

Заниматься одаренными детьми в полной мере у преподавателя нет возможности, поскольку к аттестации подготовить надо всех, отметил преподаватель школы
№ 1468, эксперт Московского центра образования школьников им. М.В. Ломоносова Валерий Новиков.

— Сегодняшняя система ГИА и ЕГЭ позволяет сосредоточиться только на обязательных предметах (математика и русский язык) и двух по выбору. Дети, нацеленные на покорение вершин знаний, могут дополнительно заниматься по четыре часа в день теми предметами, которые им нравятся. Такие примеры есть: ученики выигрывают олимпиады и поступают в лучшие вузы страны и мира. Многое зависит от позиции родителей. Некоторые просто не верят в то, что их ребенок талантлив и в небольшом городе или в сельской местности сможет найти должное применение своим способностям, — отметил Валерий Новиков.

Одаренные дети, особенно из малообеспеченных семей, требуют отдельного внимания школы и государства, считает политолог Антон Хащенко.

— В целом система выявления и поддержки одаренных детей в России работает. Проводятся олимпиады, есть специализированные классы с углубленным изучением различных предметов. По инициативе президента создан образовательный центр «Сириус» в Сочи. Аналогичные проекты появляются на региональном уровне. Например, в ближайшее время в Саратовской области откроется предуниверсарий для способных детей из малообеспеченных семей, — рассказал эксперт.

Опрос «ВЦИОМ-Спутник» проводился 14 января 2019 года. Участие в нем приняли 1,6 тыс. человек.


Ангелина Галанина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *