Школьные учебники нужно закупать централизованно

К такому мнению пришли участники «круглого стола», организованного депутатами областного парламента

В Еврейской автономии учебники для школ закупаются уже в течение шести лет. Ежегодно на эти цели расходуются миллионы рублей, однако проблема обеспеченности ими учеников по-прежнему стоит остро. В чем причина такой ситуации и как её разрешить? Ответы на эти вопросы попытались найти депутаты Законодательного Собрания области, члены правительства ЕАО, руководители муниципальных отделов образования, педагоги и школьные библиотекари.

По информации комитета образования ЕАО, в прошлом году на покупку учебников было израсходовано более 15 млн. рублей, половина из которых — федеральные деньги. Это позволило в среднем обеспечить школы на 75 процентов. Казалось бы, показатель неплохой, однако если рассматривать ситуацию по каждой конкретной школе, то картина получается иной — в отдельных школах обеспеченность учебниками доходит до 150 процентов, а в некоторых она составляет едва половину от необходимого уровня.

— Это в принципе недопустимо, ведь пропорционально каждая школа получает одинаковое количество денег на эти цели, — заявил спикер областного парламента Анатолий Тихомиров, председательствующий на заседании «круглого стола».

При анализе причин, почему получился такой разброс, выяснилось, что есть недостатки в учете книг — на балансе числятся физически старые пособия, учебники, по которым дети фактически не занимаются. Кстати, последняя категория учебников становится все большей проблемой для администраций школ. Дело в том, что действующее законодательство позволяет учителю самостоятельно выбирать учебную программу, или предметную линию, как её еще называют педагоги. На практике складывается ситуация, когда учитель работает по одной программе, а его коллега, ведущий уроки в последующих классах, берет другую предметную линию. Учебники, доставшиеся «по наследству» младшим школьникам от старших, остаются невостребованными. Предметных линий может быть несколько, и меняют их учителя довольно часто.

Помимо того что школьные библиотеки нуждаются в тщательной инвентаризации, необходимо определиться и с тем, какие учебники и для каких категорий детей покупать. Из выступлений педагогов стало ясно, что одни школы идут по пути приобретения небольшого количества, но самых дорогих учебников, исходя из того, что родители их все равно не купят и учебный процесс будет тормозиться. Например, цена за учебник английского языка доходит до 800 рублей. Другие школы стараются обеспечить всем комплектом учебников, но в первую очередь детей из малоимущих семей. В-третьих, идут по пути, когда закупаются комплекты на какое-либо одно звено, — младшее, среднее, старшее.

Еще одна причина, по которой количество школьных учебников на одного ученика варьируется от четырех до восьми, — их самостоятельная закупка школами: кто-то нашел дороже и купил меньше экземпляров, кто-то, напротив, приобрел дешевле и больше. В итоге, несмотря на все усилия комитета образования ЕАО, вопрос остается открытым. Поэтому участники встречи пришли к выводу, что подходы к системе закупок нужно кардинально пересматривать. Как варианты решения проблемы прозвучали предложения: свести количество предметных линий к разумному количеству; при их выборе руководствоваться не только личным желанием учителя, но и реальными возможностями школы; рассмотреть вопрос о приобретении электронных учебников, наладить систему обмена книгами между школами, ужесточить ответственность родителей и классных руководителей за сохранность учебников и др.

Анатолий Тихомиров поддержал идею централизованного приобретения учебников:

— Таким образом, мы сэкономим бюджетные деньги, потому что единые массовые закупки всегда удешевляют товар. Кроме того, действительно нужно определиться с «веером» предметных линий — нет ничего хорошего в том, что количество авторов учебника по одному и тому же предмету доходит до 25. Категории детей, для которых учебники будут закупаться в первую очередь, тоже должны быть едиными для всех школ. Все эти меры позволят повысить ответственность администраций школ за обеспечение детей учебными пособиями, ведь направить заявку в комитет образования на сотни тысяч рублей — это только полдела.

По итогам заседания было решено создать в Законодательном Собрании области рабочую группу, которая изучит все предложения. Затем депутаты, с учетом её рекомендаций, примут конкретное решение. Тем более что в этом году Еврейская автономия в дополнение к собственным средствам получит из федерального бюджета 22 млн. рублей на приобретение учебников. Этих денег хватит на приобретение комплектов по всем основным дисциплинам для всех школ, и на первый план снова выйдут вопросы «долголетия» учебников.


Елена Никитина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *