Шолом, Америка!

Шолом, Америка!

Анатолия Клименкова

Завтра биробиджанцы увидят подарок, приготовленный для них в США почти 80 лет назад

Речь идёт о коллекции работ американских художников (в основном еврейского происхождения), привезённой в СССР в середине 30-х годов прошлого века. Среди участников той выставки были  маститые художники североамериканского континента: Вильям Гроппер, Луи (Луис) Лозовик, Рафаэль Соейр, Гуго Геллер. После экспонирования в Москве, выставка полностью была оставлена авторами в нашей стране в подарок Биро-Биджану, как было принято называть  за рубежом Еврейскую автономную область. Но затем коллекция… потерялась.

Её обнаружили спустя семь с лишним десятилетий в запасниках Российского музея этнографии в Петербурге, где со второй половины 30-х годов до начала Великой Отечественной войны действовала экспозиция о евреях СССР и строительстве Еврейской автономии в советском Приамурье. Сейчас  возвращённая в научный и художественный оборот коллекция американских художников-евреев числится в фондах петербургского музея.

Но энтузиасты из числа художников, искусствоведов и краеведов ЕАО не теряли надежды дать возможность увидеть её землякам. Тем более, что именно главному хранителю Музея современного искусства ЕАО Елене Гладкой удалось атрибутировать (точно определить работу и имя её автора) классика мексиканской живописи и графики Хосе Ороско. Во всех российских музеях нет и десятка его работ и среди них ни одной графической. Кроме этой!

В начале 2011 года губернатор ЕАО Александр Винников высказал идею: «А было бы здорово всё-таки привезти американский «Дар Биро-Биджану» в нашу область на фестиваль   еврейской культуры и искусства». Начались переговоры с музеем, где хранится коллекция, главой области было составлено письмо на имя министра культуры РФ, сотрудники управления культуры ЕАО осмотрели коллекцию на месте в Петербурге.

Было определено, что без предварительной реставрации работы нельзя транспортировать. Но музей предложил интересный выход: сделать с наиболее интересных графических работ высококачественные цифровые копии, визуально почти неотличимые от оригиналов, и передать их в пользование музею современного искусства ЕАО с правом экспонирования. Это предложение было принято областью, и вот долгожданные работы в «цифре» прибыли в Биробиджан. Восьмого сентября в 17 часов все желающие смогут их увидеть. Это неординарное в культурной жизни области событие. Доступ для всех посетителей музея будет бесплатным.

Директор музея современного искусства ЕАО Борис Косвинцев поясняет ещё одну особенность этой экспозиции:  «Сюжеты представленных американскими художниками работ, пафос, которым они наполнены, удивительным образом перекликаются с нашим временем. Этот виток творчества был порождён… глубоким экономическим кризисом в США 1929-1933 годов. Одним из направлений «Нового курса» тогдашнего президента  Франклина Рузвельта была моральная реабилитация американского общества с помощью… искусства. Когда страну терзала массовая безработица, останавливалось производство и стремительно росла преступность, Рузвельт решил бросить силы и массу средств на развитие искусства: живописи, художественной фотографии, театра, литературы. Президент предложил  лучшим художникам Америки создать коллективный реалистичный «портрет» своей страны, запечатлеть атмосферу, царящую в рабочей среде, непростой быт рядовых американцев. Это был период обострения социальных конфликтов, и руководство страны решило показать всему обществу и миру, что оно имеет верную информацию о положении своих граждан и не замедлит его выправить. Вот такие сугубо прагматичные политические цели породили  мощную монументальную живопись, приобщили к искусству широкие слои населения».

У «Дара Биро-Биджану» есть ещё один созидательный мотив: реализация «Биробиджанского проекта» пошла как раз в годы, когда в США царила экономическая депрессия. Восстановление спустя две тысячи лет после утраты еврейской государственности шло тогда, когда, казалось, гибло у всех на глазах богатейшее государство за океаном. Само слово «Биро-Биджан» дышало для американских художников еврейского происхождения надеждой! Желание выразить свою поддержку строительству Еврейской автономной области было для них так естественно.

Во второй половине 30-х, возможно, за эту надежду Америка крепко поддержала молодую Еврейскую автономную область материально. В  некоторые годы зарубежных инвестиций ЕАО получала не меньше, а то и больше, чем весь СССР! Всё это к вопросу о силе искусства и роли культуры в экономических процессах…

Сегодня экономический кризис вновь беспокоит Новый и Старый Свет, не остаётся в стороне Россия. И всё же именно в эти годы в ЕАО упорно реализуются системные экономические проекты, которые могут радикально преобразить экономику области, сделав её многократно сильнее, конкурентоспособней. В этих обстоятельствах обретение, восстановление с помощью современных технологий давнего «Дара Биро-Биджану» опять  наполняется особым смыслом.

И всё же Еврейская автономная область не отказывается и от желания прикоснуться к живой истории. По договорённости правительства ЕАО с Российским музеем этнографии, после реставрации подлинные работы американских художников всё-таки прибудут для выставки в Биробиджан! Это намечено на 2014 год — год 80-летия Еврейской автономной области.

В открытии “пилотной” выставки цифровых копий работ американских художников губернатор Александр Винников примет личное участие. Это мероприятие будет в числе первых, с которых начнется XI фестиваль еврейской культуры в ЕАО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *