Шведский журналист Пер Энеруд: «Антисемитизм – удел маргиналов – политических и религиозных»

Шведский журналист Пер Энеруд: «Антисемитизм – удел маргиналов – политических и религиозных» - Меня зовут Пер Энеруд – журналист. По вероисповеданию – лютеранин. По паспорту – швед. Мне 53 года, разведен, беспартийный с рождения. Имею две дочери и одного внука. До последнего времени я работал фрилансером-журналистом для различных шведских изданий. Написал две книги – о женщннах-солдатах России в Первой мировой и Гражданской войнах и о Павле Карловиче Ольберге – латышском еврее, бундисте, меньшевике и беженце в Швеции.  В скором времени займу пост советника по печати при посольстве Швеции в Москве.

из открытых источников

Меня зовут Пер Энеруд – журналист. По вероисповеданию – лютеранин. По паспорту – швед. Мне 53 года, разведен, беспартийный с рождения. Имею две дочери и одного внука. До последнего времени я работал фрилансером-журналистом для различных шведских изданий. Написал две книги – о женщннах-солдатах России в Первой мировой и Гражданской войнах и о Павле Карловиче Ольберге – латышском еврее, бундисте, меньшевике и беженце в Швеции. В скором времени займу пост советника по печати при посольстве Швеции в Москве.

Неожиданное предложение президента РФ Владимира Путина прозвучало на его январской встрече  в Москве с представителями Европейского еврейского конгресса (ЕЕК).

Руководитель Исполнительного комитета конгресса В. Кантор заговорил о растущем в Европе антисемитизме. Среди «проблемных» стран были названы Франция, Германия, Великобритания, а также Греция, Венгрия, Италия и Швеция. Наш президент в ответ пригласил европейских евреев переезжать в Россию. 

На российском Дальнем Востоке, где находится Еврейская автономная область, слова Владимира Путина вызвали комментарии местных политиков, общественных и религиозных деятелей. Пятый телеканал даже срочно подготовил и показал фильм о Еврейской автномной области.

А вот мнение представителей общественности и политиков Западной Европы по этому поводу в российских СМИ пока найти не удалось. В сегодняшнем выпуске мы постарались исправить эту оплошность. Свой комментарий нашей газете дал Пер Энеруд – шведский журналист, автор нескольких книг об известных европейских евреях и «без пяти минут» советник по печати при посольстве Швеции в Москве.

— Пер, неужели тема антисемитизма действительно так актуальна в Европе, что можно говорить о сходстве с ситуацией 1930-х годов, как это сделал руководитель Исполнительного комитета Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор? 

— Вопрос сложный и проявляется по-разному в разных странах. Трудно обобщать и сказать «так в Европе». Действительно, часто встречаются проявления антисемитизма в Швеции, и евреи в Швеции действительно сталкивались с издевательствами и угрозами в свой адрес… Однако я думаю, что важное отличие от ситуации в 30-х в том, что теперь этот антисемитизм не является инструментом политических элит Европы. В царской России, в нацистской Германии и в оккупированных ею странах антисемитизм был под контролем государственных структур. Он был заурядным понятием в обычном политическом дискурсе. Тот антисемитизм, который может встречаться в современной Швеции, – антисемитизм маргиналов, экстремистов – религиозных, политических, левых и правых… Государственные структуры борются против всех проявлений антисемитизма. Порой не очень эффективно, но борются. 

— В Европу сейчас прибывает большое количество мигрантов из мусульманских стран. Может ли в будущем это повлиять на положение евреев, на рост ксенофобии у европейцев?

— Тут тоже достаточно разные картины в разных странах. Факт, конечно, что много беженцев прибывает. Не факт, что только мусульман. В Швеции большая доля беженцев – это арабские христиане из Ирака и Сирии. Конечно, экстренная ситуация эксплуатирутся экстремистами и пропагандистами, так что действительно – ксенофобские движения получают широкую поддержку. Однако эти движения очень часто направлены против мусульман и не против евреев.  

— Каков «шведский путь» решения проблем антисемитизма, ксенофобии? Он может быть использован в других странах?

— Я не думаю, что существует «шведский путь» в решении любой проблемы. Демократическое общество основано на принципах права, где каждый несет ответственность за свои поступки, а не за свою идентичность. Антисемитизм должен быть наказан строго через правовые инструменты государства. Ответственность за антисемитские деяния несет тот человек, который их совершил. Коллектив – будь это этническая группа, религиозная община, партия или класс – не может нести ответственность. Законом можно бороться против преступности в любых проявлениях.  

— Как отнеслись Вы и Ваши коллеги к приглашению Владимира Путина евреям Европы переезжать в РФ? Эти слова обсуждаются среди Ваших коллег, в авторитетных СМИ, еврейских общинах? Возможен ли на этой волне ренессанс Биробиджанского проекта?

— Это высказывание не особо комментировали в обществе. Я не в курсе, есть ли шведские евреи, которые его прокомментировали. 

— Знаю, что в прошлом году Вы привезли из России несколько номеров альманаха «Биробиджан». Как они к Вам попали? Вы ознакомились с содержанием журналов? Показывали их коллегам?

— Мне в декабре подарил несколько номеров Всеволод Вихнович – питерский историк, который мне помог с историческими справками по книге, над которой я работал. Так как я довольно «горячо» хотел дойти до финиша книжного проекта, я не стал глубоко вникать в альманах. Признаюсь, что читал достаточно «курсивно». Но впечатление от альманаха такое, что он профессионально выглядит и содержит много чего интересного. 

— Еврейскую автономную область много раз пытались «похоронить» и забыть как «сталинский эксперимент». У Вас, как специалиста по еврейской истории, есть желание побывать в Биробиджане? С чем Вы хотели бы здесь познакомиться, о чём поговорить с жителями?

— Наверное, грех называть меня большим «специалистом по еврейской истории»… Я знаю о существовании Еврейской автономной области давно, но не решился туда поехать. В 1998—2002 годах я был шефом бюро шведского телевидения в Москве, но, увы, не нашел повода приехать в ваш край. Моя коллега Агнета Густавссон делала репортаж о ЕАО и ее народе для шведского ТВ лет пятнадцать назад. Было бы, конечно, и интересно, и полезно побывать в Биробиджане. Я заступлю в ближайщее время на пост советника по печати при посольстве Швеции и с большим интересом изучу роль ЕАО в жизни российских евреев.

К истории вопроса

Вячеслав Кантор: “В тучные, богатые годы либеральная демократическая Европа справлялась с проблемами инокультурных сообществ. Но с начала кризиса Европа изменилась. Мы видим здесь взрывной рост национализма, ксенофобии, расизма, как грибы растут праворадикальные движения. Проявления исламского фундаментализма и экстремизма подстегивают эти настроения. И это не только сегодня во Франции: это Германия, Великобритания, а также Греция, Венгрия, Швеция и Италия. Континент так и не изжил вековой болезни: в период социально-экономических кризисов его вновь поражает вирус антисемитизма. Поэтому помнящие на генетическом уровне ужас 1930-х годов евреи покидают Европу”.

Владимир Путин: “Пусть к нам едут. В Советском Союзе — выезжали, пусть вернутся”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *