Симфония Си

Симфония Си - Количество поездов Китай-Европа достигло 10 000 ChinaVisual

Количество поездов Китай-Европа достигло 10 000 ChinaVisual

Что даст России сопряжение «Пояса и пути» с  ЕАЭС

В рамках китайского мегапроекта будут построены логистические центры и транспортные узлы. Мостам через Амур
в Китай в Нижнеленинском и Благовещенске там отведена не последняя роль

Успехи сопряжения

В Пекине 25-27 апреля прошла международная конференция, посвященная реализации инициативы Китая «Один пояс — один путь». Несмотря на подключение к мегапроекту всё большего числа участников, есть и те, кто по-прежнему выступает резко против.

Несколько лет назад китайский председатель Си Цзиньпин метафорично заметил, что продвигаемый его страной грандиозный инфраструктурный проект «Один пояс — один путь» — «это не соло Китая, а симфония заинтересованных сторон». К 2019 году, времени проведения Второго форума по теме ОПОП, таких заинтересованных набралось на целый оркестр: о своей поддержке этой инициативы в той или иной степени заявили 126 стран и 29 международных организаций, отрапортовал на прошлой неделе глава китайского МИД Ван И.

Еще в 2015 году Китай и ЕЭК договорились о сопряжении ОПОП с ЕАЭС, и, как заверил «Известия» председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян, за прошедшие четыре года сторонам удалось достичь заметных успехов на этом пути.

— Следует отметить и то, что в рамках сопряжения создаются принципиально новые форматы сотрудничества по отраслевой повестке. И здесь — с учетом транзитного потенциала ЕАЭС — крайне перспективны инфраструктурные проекты: строительство новых дорог и модернизация существующих, создание транспортно-логистических центров и развитие ключевых транспортных узлов, — сказал Тигран Саркисян.

В практической плоскости состыковка двух проектов нашла отражение в строительстве шоссе западный Китай — западная Европа через территории России и Казахстана, а также в возведении железнодорожного мостового перехода Тунцзян–Нижнеленинское и моста Хэйхэ–Благовещенск над Амуром.

 

Кто влез, кто по дрова

Деньги на проекты, осуществляемые под знаменами «Пояса и пути» (а таких набралось порядка 1800), — преимущественно китайские. По данным председателя Экспортно-импортного банка Китая Чжана Цинсуна, на данный момент кредиты, выданные странам — участникам инициативы ОПОП, превышают 1 трлн юаней (порядка $149 млрд).

Впрочем, встречное движение в эти годы тоже наблюдалось: по данным представителя министерства коммерции КНР Суна Лихуна, с 2013 по 2018 год Китай привлек в общей сложности $40 млрд в виде инвестиций из стран — участниц ОПОП («Один пояс – один путь»).

Но если многие государства — прежде всего азиатские и африканские — приветствуют китайские инвестиции в свою инфраструктуру, то есть немало и тех, кто относится к финансовым вливаниям из КНР с осторожностью. Даже страны вроде Малайзии и Пакистана, изначально с радостью принявшие китайские деньги, позднее стали сомневаться в целесообразности излишне сильной завязки на китайские вложения. Хотя до отказа от осуществления проектов с Пекином дело не дошло.

Одну из самых острожных позиций в отношении проекта КНР занимает Евросоюз. Брюссель опасается, что, руководствуясь логикой «кто платит, тот и заказывает музыку», Китай вместе с инвестициями будет активно насаждать и свое политическое влияние. Этой весной ЕС даже впервые обозначил КНР в своей стратегии не партнером, а «систематическим соперником».

 

Кому с «Поясом» не по пути

Однако есть и те, кто не просто открыто выступает против дальнейшего развития инициативы Пекина, но и пытается всеми силами ей противодействовать. Речь идет о США, активно продвигающих мысль, что участие в ОПОП — прямая дорога к долговой яме.

Как пояснил «Известиям» эксперт программы «Китайская инициатива» Центра политики глобального развития Бостонского университета Алвин Камба, критика КНР и ее мегапроекта американцами — единственное, в чем несогласные во всем остальном авторы в США единодушно сходятся. Хотя и по разным причинам.

— Политическое руководство США не до конца смирилось с упадком американской экономики, который особо отчетливо ощущается на фоне растущего присутствия Китая в мире. Обеспокоенность связана с тем, что КНР меняет основы глобального управления, которые могут поощрять авторитаризм и подрывать демократию. Для американских транснациональных корпораций проблема заключается в усилении конкуренции на развивающихся мировых рынках из-за «Пояса и пути», — пояснил Алвин Камба.

Не в восторге и Индия. Она, как и два года назад, вновь отклонила китайское приглашение на форум на фоне недовольства тем, что один из участков «Пути» пройдет по спорной территории в Кашмире. Но при этом, как пояснил «Известиям» содиректор Вашингтонского института анализа глобальной безопасности Галь Люфт, даже Дели, уже являющийся одним из главных бенефициаров инвестиций из КНР, может многое выиграть от этой инициативы.

Пока экономическую ценность транснациональных инфраструктурных проектов оценить сложно. Первыми дивиденды — в виде расширения торговли — получат страны, расположенные в коридорах Китай–АСЕАН, вдоль экономического коридора Китай – Индокитайский полуостров, а также участники коридора Бангладеш, Китай, Индия, Мьянма, считает эксперт.


Наталия Портякова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *