Сколько стоит урок?

В Биробиджане педагоги и депутаты областного парламента провели заседание “круглого стола”, на котором обсудили проблемы, связанные с новой системой оплаты труда школьных учителей

Как рассказала в начале встречи заместитель председателя областного комитета образования Лариса Мельникова, на новую систему оплаты труда школьных учителей область начала переходить в качестве эксперимента в 2008 году, то есть одной из первых в стране. Новая зарплата педагога стала формироваться из двух частей — обязательной и стимулирующей. Причем вторая, по задумке разработчиков системы, могла значительно превышать первую — все зависело от качества работы педагога. Стимулирующие надбавки стали рассчитывать по  системе критериев, которую каждая школа разработала самостоятельно, с учетом специфики своей работы. Школы ведь есть разные — малокомплектные, начального, среднего образования, с углубленным изучением отдельных предметов.

Однако председатель Законодательного Собрания ЕАО Анатолий Тихомиров не мог не обратить внимания на разные мнения о новой системе оплаты учительского труда.

— С тех пор как она была введена, я неоднократно бывал в самых разных школах, слышал мнения учителей, но ни разу не услышал, чтобы все высказали единодушное одобрение, — пояснил спикер Законодательного Собрания. – Это значит, что на деле все не так идеально, как обещало быть в теории.

Например, непонятен столь значительный разброс в сумме стимулирующей надбавки. При подсчете “учительских” баллов разброс стимулирующей надбавки в денежном выражении  в разных школах и у разных учителей до лета 2011 года составлял от 200 рублей до 20 тысяч, а по итогам прошлого года разница стала еще заметней – от 600 рублей до 50 тысяч. При этом средняя зарплата учителя в январе 2012 года выходила в 22 тыс. рублей.

— Стимулирующие выплаты рассчитаны на повышение качества учебного процесса, но не могут же педагоги иметь столь разительно отличающийся уровень квалификации! – уверен Анатолий Тихомиров. – Значит, не все системы критериев оценки профессионализма учителей в школах отвечают требованиям объективности.

Действительно, по мнению многих педагогов, необходимо так скорректировать базовые критерии оценки работы учителей, чтобы они, по возможности, стали одинаковыми для всех учебных заведений. К примеру, решить вопрос  — вводить или нет в школах систему «штрафных очков»  для учителя: сейчас такие “минусования” в одних школах есть, а в других от них решили отказаться. Или еще такой момент —  в некоторых школах до сих пор считают, что использование компьютера на уроке — это новые технологии в образовании.  Другие относятся к этому как к уже само собой разумеющейся в школе вещи.  На встрече была затронута и тема прозрачности распределения стимулирующего фонда. Многие директора уверены, что управляющий совет школы, который участвует в распределении баллов, полностью обеспечивает объективность процесса. Однако председатель Законодательного Собрания высказал сомнения по этому поводу.  Меньше десятка человек — примерно из такого числа людей состоит большинство попечительских советов школ — не могут в полной мере отражать точку зрения одной-полутора тысяч родителей. А ведь от них в составе советов в среднем по два-три человека!  И вряд ли они проводят достаточно времени в школе — общаются с педагогами, присутствуют на уроках и мероприятиях, — чтобы давать объективную профессиональную оценку их работе.   Родители  знают  только тех учителей, которые учат их детей, работа остальных педагогов с другими учениками их мало интересует.

Как позже пояснила «БЗ» Лариса Мельникова, сейчас вторую волну учительского ажиотажа вызвал пересмотр системы выплаты стимулирующих надбавок. Если раньше в большинстве школ она происходила поквартально или по школьным четвертям, что одобряли учителя, которым это было удобно, — например, получить к отпуску или каникулам неплохую прибавку к основной зарплате, то сейчас решено перейти на ежемесячные дополнительные стимулирующие выплаты. Учителя должны каждый месяц получать хорошие деньги за свою работу — это дополнительная мотивация к успешному педагогическому труду.

Спорных вопросов еще много.  Действительно ли качество знаний учеников должно играть решающую роль при распределении стимулирующего фонда, и только ли оно? Как доплачивать педагогам за работу с детьми, обучающимися по коррекционной программе? Какую роль все-таки должна играть общественность, родители в подсчете баллов? Учителям было предложено  присылать в Законодательное Собрание свои предложения по улучшению новой системы оплаты труда. Все инициативы будут изучены депутатами и затем уже вернутся в муниципалитеты для согласованного решения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 1 =