Скверный анекдот

Скверный анекдот

Анатолия Клименкова

Биробиджанский духовой оркестр не будет выступать на 75-летии областного центра – организаторы пригласили «варягов»

О незаурядном творческом коллективе, которому не так давно исполнилось десять лет, «Биробиджанская звезда» рассказывала. За прошедшее с момента создания время оркестр под управлением заслуженного работника культуры РФ Геннадия Богаченко принял участие во многих дальневосточных и всероссийских музыкальных конкурсах, неоднократно становился лауреатом, завоевывал симпатии слушателей и членов жюри. Десятки студентов Биробиджанского колледжа культуры, выступая в составе оркестра, получили бесценный исполнительский опыт, который им пригодился в последующем. Но парадоксальная ситуация – биробиджанский оркестр на ура принимает публика в других регионах, а в родной области коллектив прозябает. Так, например, зарплата местных оркестрантов составляет – скверный анекдот – тысячу рублей в месяц. Люди разбегаются, в перспективе – развал коллектива. Об этом рассказал корреспонденту «БЗ» руководитель биробиджанского городского духового оркестра Геннадий Богаченко.

— Я уже не молод, мне — 63 года. А преемника, в качестве руководителя оркестра, нет: не вижу, кто бы смог меня заменить, — говорит мой собеседник. — Устал я уже – не от музыки, а от постоянной борьбы, от необходимости доказывать, что мы нужны городу и области. Когда это закончится? В середине сентября будет праздноваться 75-летие Биробиджана, которое проведут, как говорят, с размахом. Мы надеялись тоже принять участие, но организаторы решили пригласить на юбилейные торжества духовой оркестр из Комсомольска-на-Амуре. Представляете? За 50 тысяч рублей они выступят. Я спросил у организаторов праздника: «Почему же вы нас не позвали?». Ответили: «У нас установка – пригласить как можно больше исполнителей со стороны». Это мне сказала худрук Светлана Васильева. Не понимаю…У нас есть свой оркестр приличного уровня.

— Я вспоминаю ваш отчетный концерт по случаю 10-летнего юбилея оркестра, который стал событием в местной культурной жизни. Со сцены городского Дворца культуры тогда звучало немало высоких слов, в том числе от представителей власти. Мол, биробиджанский оркестр – культурное достояние автономии, ему будет оказана всяческая поддержка.

— На этом все и затихло. Мэр города меня принял, в 8 утра я успел к Пархоменко на три минуты заскочить. Он сказал: «Денег нет». Раньше, когда в областном правительстве работала Мария Макаровна Жирдецкая, я мог с ней встретиться, она всегда интересовалась, что нам нужно. Не скажу, что Жирдецкая помогала, но она была в курсе жизни нашего оркестра. А сейчас такого нет, нам просто говорят: «Вы – лицо города!». На приеме у губернатора я не был, а начальник областного управления культуры Алла Миндлина мне сказала, что денег на создание в ЕАО губернаторского оркестра нет и их ждать не надо. Во всяком случае, в 2013 году. Возвращаюсь к теме подготовки к 75-летию Биробиджана. В репертуаре нашего оркестра – много произведений на еврейскую тематику, которые мы с успехом исполняли в Благовещенске, Хабаровске, Совгавани. Слушателям нравится! А в Еврейской автономной области это, оказывается, не нужно! Это мое личное мнение. Все идет к тому, что я, не выдержав, брошу коллектив.

— А где-то в стране созданы губернаторские оркестры?

— Эта идея не новая, успешно претворена в жизнь в других регионах. Так, например, во Владивостоке есть губернаторский оркестр, в составе которого — 36 человек. В Благовещенске – муниципальный оркестр, но на его основе собираются делать губернаторский. Приведу еще пример на эту тему – в Туве (это тоже дотационный регион) нашли средства на создание такого коллектива, и он с блеском гастролирует в России и за рубежом.

— А в чем, собственно, необходимость создания губернаторского оркестра?

— Объясняю. Сейчас в нашем оркестре – 15 человек. Что мы можем играть при таком ограниченном составе? Только простые вещи. Уже надоели дежурные «вальсочки» и «маршочки», пора играть классическую музыку. XXI век давно наступил, а у нас — все тот же «парковский формат», который был еще при царе Горохе, когда играли в парке, на прудах и так далее. Музыка развивается, на месте стоять нельзя, нужны новые формы. Я мечтаю, чтобы люди воспитывались на лучших образцах классической музыки. Но в том составе, который существует сейчас, мы не исполним классику. С кадрами, в случае расширения состава, вопрос бы решился. У меня есть знакомые профессиональные музыканты в Хабаровске. Они до последнего надеялись, что у нас появится губернаторский оркестр – хабаровчане, по их словам, с удовольствием приехали бы сюда работать. Предполагалось, что в губернаторском оркестре будет 36 человек. Это минимальный состав симфонического оркестра, ведь в нем должны звучать валторны, флейты, гобои и другие инструменты.

— Действительно, в нашем регионе регулярно проходят международные фестивали еврейской культуры, сюда часто приезжают иностранные делегации. «Визитная карточка ЕАО» их бы обрадовала. Во сколько областной казне обошлось бы создание губернаторского оркестра?

— В несколько миллионов рублей в год. При составлении сметы я планировал, что участники оркестра будут получать 16-18 тысяч рублей в месяц. Для Биробиджана это неплохая зарплата, люди бы держались за такие деньги. Сумма для бюджета – не «космическая». Для сравнения: бывшие выпускники колледжа культуры, которые сейчас служат в местном военном оркестре, ежемесячно получают жалованье порядка 40 тысяч рублей. Сегодня зарплата наших музыкантов – одна тысяча рублей в месяц. Почувствуйте разницу! Музыканты больше тратят на автобусные поездки, чтобы ездить на репетиции.

— Неужели единственный в ЕАО оркестр прикажет долго жить? Может, наступят лучшие времена для нашей культуры?

— Хотелось бы надеяться на это. Что-то разрушить легко, а создать — сложно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *