Сквозь время в прошлое

Сквозь время в прошлое

Анатолия Клименкова

Они называют себя реконструкторами.

Сознательно уходят от цивилизации, создают себе суровые, почти полевые условия жизни, надевают старинные костюмы, которые собственноручно шьют. Организуют жизнь и быт по традициям прошлого. По крайней мере,  на время проведения фестивалей живой истории, какой прошел  недавно в селе Раздольном.

ольшую палатку, оснащенную печью, спальными местами и обеденной зоной, реконструкторы поставили на территории женского Свято-Иннокентьевского монастыря. Единомышленников из Хабаровска, Владивостока, Уссурийска, Комсомольска-на-Амуре на единственном в стране зимнем фестивале «Раздолье» собрало биробиджанское отделение Клуба исторической реконструкции и исторического фехтования «Одолень» при поддержке Биробиджанской епархии.

По законам реконструкции все должно соответствовать реалиям прошлого. Шкуры яков и овчина вместо одеял, свечи вместо ламп накаливания, нехитрая каша из ячки и солянка  вместо полуфабрикатов, глиняная и деревянная посуда. В таком деле важна каждая мелочь. Даже таких, обычных на первый взгляд, продуктов, как картофель или сахар, здесь точно не найдешь. И никакого Интернета, телевизора и других благ, без которых современный человек обойтись не может. Не только атрибутика, но и образ жизни людей должен быть исторически достоверным. Мужчины оттачивают мастерство военного искусства, ремонтируют доспехи и оружие, а женщины занимаются обустройством быта: готовят, убирают, шьют. А перед сном все собираются вместе, чтобы после плотного ужина дружно спеть у ночного костра.

Эпоха Средневековья неслучайно интересна реконструкторам, ведь именно в это время происходило зарождение нашего государства, становление отношений между народами Скандинавии и Древней Руси.

— Это время привлекательно для меня тем, что тогда не было манерных мужчин, ценилась настоящая мужская сила, смешанная с грубостью, — говорит Виталий Мигель, один из участников фестиваля. — Можно ходить небритым, и никто тебе ничего не скажет, все поймут правильно. Но, конечно, это не главное. Привлекает романтика времени, неповторимая атмосфера погружения в прошлое, которую мы создаем собственными силами. Каждый выбирает то, что ему по душе. У меня же интерес к истории появился еще в детстве: притягивали книги, игры с исторической тематикой. Познакомился с ребятами, которые занимались реконструкцией,  — захватило. Сейчас вхожу в отделение «Княжеская сотня» хабаровского клуба «Рось». А в целом увлекаюсь этим делом уже шесть лет.

Одни пилят дрова, другие следят за костром, третьи варят компот. А неподалеку бьются облаченные в доспехи воины. На глазах у зрителей разворачивается картина настоящих боевых действий, живая иллюстрация прошлого. Доспехи, скопированные с оригиналов, по-настоящему тяжелы. Воинам нужно обладать недюжинной силой, даже чтобы надеть на себя такую тяжесть. Что уж говорить о том, как они дерутся, умело держа в руках нелегкие мечи или двуручные топоры. Никто не застрахован от травм. Разбитые в кровь руки, ушибы, синяки — во время битвы может случиться и такое. Но это не помеха для увлеченных людей. Настоящие  викинги — никакого обмана.

Каким бы делом реконструкторы не были заняты, ни на минуту не смолкают разговоры на исторические темы. Друзья делятся друг с другом своими исследованиями, спорят над той или иной исторической загадкой. Много времени нужно посвятить изучению далекого прошлого, прежде чем выйти на поле сражения, ведь реконструкция — не просто увлечение. Это кропотливая работа с источниками, усердный поиск ответов на многочисленные вопросы: как было, где, когда, почему именно так, а не иначе. Иногда ребята, сначала того не осознавая, совершают маленькие открытия. Чаще это касается создания своими руками военного костюма, вооружения, предметов домашнего обихода. Например, когда в книге дается подробное описание какой-то вещи, а на деле выходит, что по такому описанию сделать ее совершенно невозможно. Реконструктор такую ошибку выявляет и находит свою разгадку исторической головоломки. Результаты творческих изысканий ребята обсуждают с товарищами на встречах, маневрах, фестивалях, выкладывают на реконструкторских форумах, чтобы и другие впредь не ошибались.

Костюмы средневековых людей представляют особый интерес. На Кате Шляндиной из Хабаровска надет зимний вариант домотканого новгородского костюма горожанки ХI века, не только удобный и благодаря натуральному меху теплый, но очень красивый и яркий. Такой наряд сами ткали и красили. На голове — плат с прекрасным височным украшением. На поясе — бытовой нож, который, помимо основной своей функции, использовался как аналог современной вилки.  Грудь украшают разноцветные бусы, а на плече — дамская сумочка, точь-в-точь такая, какую любили новгородские модницы. И Боже упаси воспользоваться современной косметикой! Естественность и натуральная красота  — то, что ценится превыше всего. Приверженцам же всякого рода гламура здесь точно делать нечего.

В противовес Кате Шляндиной Екатерина Выставная из Владивостока одета довольно просто. На ней — костюм женщины не очень высокого положения. Наряд состоит из нескольких платьев: «камиза», «блио», а под ними надеты чулки, называемые «шоса». Поверх всего — плащ с подбоем из заячьего меха. Голова тоже покрыта платом, а все потому, что носить длинные косы либо распущенные волосы, охваченные обручем, в те времена могли только незамужние девушки. Нашим же замужним красавицам по традиции пришлось спрятать волосы, дабы не увеличивать свою власть над мужчинами.

Самое поразительное, что технологии создания всех этих вещей старательно сохранены и применяются на практике. Даже бусинки ожерелья изготавливаются вручную. Поэтому, чтобы собрать нитку самодельных бус, приходится здорово потратиться. Так, одна бусинка может стоить от 60 до 200-300 рублей. Немалых средств стоит амуниция и муляжи оружия. Но для увлеченных любимым делом реконструкторов историческая правда  — бесценна. Подстегивает и некоторая доля доброй зависти, когда у кого-то костюм интересней или меч лучше. Так что подобные фестивали — это не только дружеский обмен опытом, но и возможность похвастать друг перед другом уникальными находками.

Часто люди с непониманием и удивлением смотрят на тех, кто, облачившись в доспехи,  меряется друг с другом богатырской силушкой на ратном поле. Но военно-историческое движение привлекает  людей самых разных профессий, возрастов и статусов. Каждый по желанию и своим возможностям вносит бесценный вклад в общее дело. Так что же заставляет обычных людей заниматься таким оригинальным делом, как реконструкция? Ответ прост: любовь к истории. А еще любознательность и жажда  новых открытий. Реконструкторы живут яркой, насыщенной жизнью, наполняют ее новыми эмоциями. Для них это не просто хобби, это другая реальность, которая погружает в прошлое и преображает их. Они  оживляют историю. Именно по этой причине многие клубы сегодня стремятся привлечь как можно больше молодежи, еще сидящей за школьными партами. Ведь такой урок истории останется не только в памяти, но и в душе.


Анастасия КОВАЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *