Славный век позади

Славный век позади

Веры Кравец и из архива ДВЖД

100 лет назад был основан город железнодорожников — Облучье

В выпуске нашей газеты за 15 июня была опубликована первая часть очерка, посвященного 100-летию города Облучье. В ней рассказывалось о начале  строительства 60-верстного отрезка восточного участка Амурской железной дороги летом 1911 года с прибытием на место будущей узловой станции Облучье первой команды рабочих и специалистов, приступивших к прокладке полотна железной дороги и обустройству жилого поселка в живописной долине реки Хинган. Далее события развивались следующим образом.

Проблем со строительным материалом у первых облученцев не существовало. Окружающую широкую долину Хингана сопки густо поросли прекрасным лесом: кедр, ясень, дуб, береза, а по низинам — лиственница. Сама долина раскинулась на крупном галечнике, а сопки оказались сложены из кварцита, базальта, гранита. Часть первых строений — железнодорожные мастерские, кузница, а позже корпус паровозного депо — возводили из обтесанного и хорошо подогнанного один к другому «дикого камня». Одно из таких строений, сложенное, правда, в 30-х годах, несокрушимо стоит и до сего дня — это городская баня. Все остальное — жилые дома и бараки, контора, хозяйственные и подсобные помещения — строили из дерева. С охраной природы тогда особо не считались, и вскоре склоны окружающих долину сопок были очищены от древостоя. Кстати, он так до сего времени и не возродился.

Руководитель строительства восточного участка Амурской магистрали А.Ливеровский, в которую входил и облученский отрезок, ввел хозяйственный способ работ без вороватых и недобросовестных подрядчиков. Хозспособом выполняли до 90 процентов всего объема работ. Причем прогрессивный метод оплаты труда распространяли не только на вольных рабочих и технический персонал, но и на ссыльнокаторжных.

Горячий сторонник механизации трудоемкого дела,  Александр Васильевич Ливеровский заказал на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге десять экскаваторов, в том числе два на гусеничном ходу. Один из них работал на прокладке колеи и строительстве 200-метрового тоннеля на восточном въезде в Облучье. Заботами    А.В.Ливеровского, указывается в сборнике «Дальневосточная магистраль России» (Хабаровск, 1997 г.), впервые в тогдашней отечественной практике железнодорожного строительства на облученском и других отрезках магистрали широко применялись бетоно- и растворомешалки, камнедробилки. И все-таки основной объем строительства выполнялся вручную: кайло, лопата, тачка, ручная утрамбовка щебня, который дробили вручную, и это было «привилегией» каторжан. И тем не менее на всей линии работ, возглавляемых Ливеровским, его искренне уважали за высочайший профессионализм инженера, заботу о нормальных условиях быта вольных рабочих и каторжан. Им, благодаря настойчивости Александра Васильевича, была установлена приличная продовольственная норма (мяса, к примеру, полагалось в день 306 граммов, 1,5 кг хлеба. Рабочий день у них длился 12 часов с 3-мя часами отдыха). У вольных рабочих продовольственный паек был примерно таким же, а месячные заработки у некоторых достигали 60 рублей. (Корова, например, стоила 3-4 рубля). Трудовой отпуск у строителей дороги, впрочем, как и у всех дальневосточников, составлял 56 дней.

Несмотря на тяжелейшие условия работы, изнурительную жару летом, 45-50-градусные морозы зимой, тучи гнуса, облученский отрезок магистрали уложился в график завершения строительства всей магистрали. Именно Облучью выпала честь завершить черновую прокладку пути — стыковка западного и восточного направлений магистрали произошла здесь 17 февраля 1914 года. На это событие прибыли генерал-губернатор Приморья Н.Л.Гондатти, А.В.Ливеровский, представители духовенства. Всем рабочим был дан на этот день выходной.gondati Так называемый серебряный костыль забил в шпалу на стыке лично Н.Л.Гондатти. А сквозное движение по восточному участку Амурской железной дороги открылось 10 марта.

С того времени поселок Облучье начал формироваться как крупный железнодорожный узел и быстро расти. Часть вольнонаемных рабочих, строивших здесь дорогу, мосты, трубопроводы, тоннель, осталась на постоянное жительство, перейдя в штат Министерства путей сообщения России. В 1915 году на станции начинают строить паровозное депо, мастерские, здания подсобных служб. Сама станция получила статус станции 3-го класса. Позже на ней было построено вагонное депо, основаны дистанции пути, гражданских сооружений, сигнализации и связи. К 1917 году в Облучье проживало примерно 900-1000 человек.

К станции было приписано около десяти паровозов серии «О», работавших на перевозке грузов и пассажиров в sharaevвосточном направлении до станции Бира, в западном — до Архары. В числе первых машинистов депо был А.П.Шараев, переведенный в Облучье с Уссурийской железной дороги. Алексей Петрович вошел в историю Облучья и Амурской железной дороги тем, что отвел в 1921 году колонну паровозов на Забайкальскую дорогу ввиду угрозы захвата станции японскими интервентами.

Облученские железнодорожники в лихолетье Гражданской войны в основном перешли на сторону советской власти, некоторые участвовали в партизанском движении. Правда, заметных военных действий на этом участке не было.

Облученский узел счастливо избежал кровавых жертв братоубийственной войны 1918-1922 годов, зато потерял сотни железнодорожников на фронтах Великой Отечественной. Хотя на железнодорожников распространялась отсрочка от призыва в действующую армию — бронь, многие ушли воевать, для чего были сокращены с трех до двух человек экипажи паровозов, место мобилизованных на войну мужчин заняли девушки, женщины, а в ремонтных цехах — подростки. Такая судьба досталась, к примеру,       14-летней Лидии Узленко, освоившей слесарное дело в паровозном депо и отдавшей этой мужской профессии несколько десятилетий.

Облученские железнодорожники, какой бы сложной ни была ситуация в стране, всегда с честью выполняли свою главную работу — обеспечивали бесперебойное продвижение грузовых и пассажирских поездов по своему участку, кстати, одному из самых сложных по профилю пути на Дальневосточной магистрали.

 

Облучье: цифры и факты

За первые десять лет после 1917 года население Облучья увеличилось почти втрое и насчитывало в 1927 году 2730 человек. В 1938 году рабочий поселок Облучье был преобразован в город. Вот выдержка из паспорта Облучья за 1962 год (по данным Госархива ЕАО): «Численность населения 14 728 чел., из них — 7302 мужчин, 7426 — женщин. По национальному составу русских было 89,3 процента, украинцев — 6, евреев — 1,9, белорусов — 1 процент. В городе к тому времени было построено зданий: одноэтажных — 81, двухэтажных — 43, трехэтажных — 2, четырехэтажных — 2 здания». На 1961 год в городе было 6 общеобразовательных школ на 1800 мест, профтехучилище, 3 клуба, 5 массовых библиотек, больница на 225 коек, 3 столовых, 8 детских садов и яслей на 430 мест… (сравнение явно не в пользу сегодняшнего дня — авт.).
Население на 2002 год — 11 066 чел. По данным городской администрации на начало июня 2011 года число жителей в Облучье составило 10,5 тыс. человек. По-прежнему градообразующими предприятиями города остаются локомотивное депо и другие транспортные службы железнодорожного узла. Протяженность линии, по которой водят составы облученские электровозники, — 660 километров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *