Слова, хватающие за сердце

Слова,  хватающие  за сердце

В Биробиджан пришла  увесистая посылка из Кишинева. Серго Бенгельсдорф прислал заведующему лабораторией еврейской истории ИКАРПа  ДВО РАН Валерию Гуревичу стихи и прозу на идише своей матери Любы Вассерман

Есть здесь и заботливо собранные ксерокопии газетных публикаций разных лет, представляющих творчество биробиджанской поэтессы, и очерки о ней. Эти материалы будут размещены на сайте nasledie-eao.ru. А пока…… Пока грех не воспользоваться возможностью  еще раз прикоснуться к судьбе и произведениям этой незаурядной женщины.

«Бузи, я читала твое письмо с большой радостью и сильным волнением. Я даже горько заплакала: за что нас так жестоко наказали? Ведь мы жили настоящими творческими заботами и поисками. Почему нас сделали врагами? Горькая обида накапливается во мне — за тебя, за себя, за всех нас. Недавно меня навестил мой сын Серго, он студент Кишиневской консерватории, был поражен моим видом. Еще бы! Я чувствую себя как рыба, выброшенная на песок… Впрочем, работаю бригадиром, выпускаю стенгазету, числюсь активисткой. А между прочим — «сактированный» инвалид на все сто процентов. Но сидеть на нарах — это не в моем характере. Хочу двигаться, быть в чем-то полезной, а иногда радоваться и плакать… В следующем письме вышлю фото. Наверное, ты меня не узнаешь — с виду настоящая старуха. Но все еще думаю, что сердцем и душой молода». Это строки из письма Любы, которое она отправила из тайшетского лагеря писателю Борису Миллеру, отбывавшему срок в Сибири. Но даже  в этом письме, кроме горечи, чувствуется оптимизм. Казалось бы, поэтесса должна была ненавидеть отечество, которое сделало ее без вины виноватой, обрекло на страдания, разрушило здоровье. А она хочет быть ему «в чем-то полезной». А главное —  сердце и душа этой необыкновенной женщины молоды…   

Серго Бенгельсдорф  утверждает, что Биробиджан — город, который, хотя и не был местом рождения, оказался для Любы Вассерман ее жизнью, ее вечной любовью. Она была счастлива здесь со своим любимым и любящим мужем Моисеем Бенгельсдорфом, режиссером и актером Государственного еврейского театра, здесь родила единственного сына. Она хлебнула в Биробиджане немало горя. Но и в последние годы жизни, когда после смерти отца Серго перевез тяжело больную маму в Кишинев, она,  вспоминает сын, тосковала о Биробиджане.  

Немало биробиджанцев  знакомы со стихами Любы Вассерман в переводах Виктора Соломатова, Леонида Школьника, Нины Филипкиной и других биробиджанских поэтов. Как выразился бывший биробиджанец Зиси  Вейцман, ее стихи написаны в простом, непритязательном стиле, но словами, хватающими за сердце. Видимо, потому, что за этой внешней простотой кроются глубина и сила чувств. 

А я хочу обратиться к рассказам Любови Вассерман. Их герои — обычные люди, поставленные в чрезвычайные обстоятельства и проявляющие силу характера, готовность к самопожертвованию. Ее произведения запоминаются и особо доверительным тоном,  и пронзительностью. В рассказе «Эстер» главная героиня — красавица с «говорящим» именем, а повествование ведется от лица маленькой девочки, ее младшей сестры. В древней еврейской истории, мы знаем, Эстер спасла от уничтожения собственный народ, а высокая стройная синеглазая девушка, жившая в двадцатом веке, добровольно обрекла себя на позор, чтобы спасти от голода деда и младшую сестренку. Хотя  и у той, и у другой красавицы выбора, судя по всему, не было, а была лишь готовность отдать свою жизнь ради других.

«Однажды вечером я заметила, что Эстер задумчиво смотрит на меня и дедушку, словно разглядывая нас. Я тоже невольно бросила взгляд на свои руки, которые стали такими тонкими, что даже выше локтя их можно было перехватить большим и указательным пальцами, потом глянула на опухшие ноги деда, у которого начиналась водянка, и подумала: чем это наш вид заинтересовал Эстер? А на следующий день она стала собираться  к Лидке», — пишет Люба. Уточню, что Лидке —  фамилия немца, занявшего дом этой семьи.

События в рассказе происходят во время Первой мировой войны, когда немцы оккупировали Польшу. Они вели себя как хозяева, полагающие, что им здесь принадлежит все, и красивые девушки  — тоже. Кульминация этого небольшого по объему произведения — появление на улице открытой пролетки, в которой неестественно прямо сидела Эстер — видимо, была связана, — а на ее груди светлел фанерный щит с надписью: «Еврейка хотела умертвить своего ребенка!» Автор передает настроение толпы при виде девушки: «Люди стояли молча, нагнув головы, словно преклоняясь перед большим страданием».

Человеческую трагедию Любовь Вассерман описывает  без пафоса, сдержанно, вкладывая в минимум слов максимум чувств. 

У рассказов «Родной дом» и «Живая кровь» совсем другая тональность — жизнеутверждающая, но они тоже повествуют о сильных характерах. Врач Анна Розенблюм («Живая кровь») —  немолодая женщина, приехавшая в здешние края сразу после войны. На фронте, рассказывает автор, ей приходилось  оперировать раненых под вой и разрывы бомб, снарядов и мин. Действие рассказа охватывает короткий временной отрезок — поздний вечер после тяжелого дня в больнице, ночь, когда доктор  вместе с медсестрой верхом добираются в  самое дальнее, четвертое отделение совхоза. Здесь в медпункте  от потери крови умирала роженица. Спасти молодую женщину могло только переливание крови, а в больнице запас консервированной крови к вечеру иссяк. 

 Доктор, убедившись, «что не в силах помочь человеку, который уже находился больше там, по ту сторону бытия, чем здесь, среди живых», мгновенно  приняла решение. Она решила дать роженице свою кровь, хотя, с учетом возраста, этот поступок мог стоить  жизни ей самой.

В рассказе все заканчивается благополучно — роженицу Ольгу Зубко удалось спасти, доктор Анна Михайловна тоже выжила, и вместе они радуются появлению на свет новой жизни. Все хорошо! Наступивший рассвет оставляет позади драматизм и страхи минувшей ночи.

Почему Любу привлекают сильные характеры, женщины, готовые к самопожертвованию? Я думаю, она и сама была такой — любящей, нежной и сильной. Жизнь ее ломала, но не сумела сломать. А с нами остались ее прекрасные стихи и рассказы, хватающие за сердце.

С творчеством Любы Вассерман можно познакомиться на сайте nasledie-eao.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 4 =