Смывая скверну

Смывая скверну

Источник фото: restaurantmealprices.com

С раннего детства нас приучают к культурно-гигиеническим навыкам, например, мыть руки перед едой.

В иудаизме существует целый свод законов и предписаний, посвященный так называемому нетилат ядаим – омовению кистей рук, например, после сна не только по гигиеническим соображениям. Так зачем все-таки б-гобоязненному еврею ополаскивать руки после пробуждения, попробуем разобраться

Зачем?

В еврейской традиции повседневная жизнь каждого еврея – это служение Б-гу. Каждое утро человек оказывается как бы сотворенным заново. Считается, что во время сна наша святая душа покидает тело, оно оказывается во власти духовных сил скверны – руах ра. Как только мы просыпаемся, они немедленно исчезают, задерживаясь, однако, на кистях рук. И наши руки остаются ритуально нечистыми до тех пор, пока мы не омоем их надлежащим образом. Поэтому прежде всего нужно освятить себя, совершив нетилат ядаим. Согласно Кабале, человек, который, не омыв рук после сна прошел расстояние хотя бы в четыре локтя (около двух метров), подвергает свою душу смертельной опасности. Поэтому все необходимое для нетилат ядаим лучше всего готовить заблаговременно, перед сном, и поместить около кровати. Самое лучшее – совершить ритуал до того, как спустить ноги с кровати на пол.

Руками, не омытыми после сна, запрещается прикасаться к телу, одежде, еде, к другим людям, произносить благословения и цитаты из Танаха, где упоминается имя Вс-вышнего.

 

Как?

Следует помнить, что руки перед омовением должны быть сухими и чистыми, незапачканными. Брать кружку нужно через полотенце, чтобы не прикоснуться к каплям воды на ее поверхности ритуально нечистой рукой. При таком прикосновении эта вода оскверняется и, попав затем на вымытую руку, оскверняет ее. В результате цель нетилат ядаим не будет достигнута.

Правой рукой наполнить водой кружку, взять в левую и облить кисть правой руки. Затем – правой рукой обливают кисть левой. Менять руки следует три раза. Только такой способ утреннего омовения рук очистит кисти рук от ритуальной нечистоты после сна. После омовения произносится специальное благословение.

 

Кто?

Обязанность омывать руки с утра после пробуждения распространяется как на мужчин, так и на женщин. Детям тоже необходимо совершать нетилат ядаим, но только после ночного сна. В книгах по Еврейскому Закону точно не определен возраст, с которого это следует делать. Многие величайшие раввины прошлого рекомендуют начинать омывать детям руки с самого раннего возраста, приучая малышей к традициям и влияя на их  б-гобоязненность. Еще лучше – омывать ребенку руки с момента выполнения первой заповеди по отношению к нему, а именно, заповеди обрезания. По мнению автора Мишны Бруры, эту традицию стоит соблюдать с того возраста, когда ребенок начинает дотрагиваться до еды руками.

 

Чем?

Омывать руки нужно водой, но не всякая вода пригодна. Не годится та, цвет которой по какой-либо внешней причине изменился, – например, если в ней растворилось какое-нибудь вещество. Однако если цвет воды изменился сам по себе (долго стояла), а также если она мутна из-за находящихся в ней естественных примесей (глина), но не настолько, что собака отказывается ее пить, – она пригодна для нетилат ядаим. Также нельзя использовать воду, которую уже применяли для каких-либо целей – для ополаскивания посуды или замачивания овощей и т.п. Если ладонью зачерпнули воду, предназначенную для нетилат ядаим, из бочки – вода пригодна. Но если кто-нибудь хотя бы ополоснул в бочке мизинец – такая вода тоже не годится.

 

Из чего?

При совершении нетилат ядаим руки должны поливаться водой непременно из сосуда, а не из крана или кастрюли, и делаться это должно силой рук человека. Сосуд может быть целым, без отверстий и трещин, сделанным из любого материала и вмещающим столько воды, сколько нужно, чтобы за один раз омыть всю кисть руки до запястья. Наиболее подходящим сосудом для нетилат ядаим является специальная кружка, вмещающая литр воды и имеющая две ручки, чтобы брать ее попеременно то правой, то левой рукой.

 

Во что?

Вода, которой совершили утреннее омовение рук, восприняв ритуальную нечистоту, сама становится ритуально нечистой – до такой степени, что, находясь вблизи сосуда с этой водой, не следует произносить благословения или цитаты из Торы, в которых упоминается имя Вс-вышнего. Поэтому утреннее омовение рук следует совершать над миской, специально предназначенной для этого. Миска эта считается сосудом грязным, наподобие ведра для помоев.

Воду, которой совершили утреннее омовение рук, надо как можно скорее вылить, а миску – сполоснуть. Запрещается выливать эту воду на землю в месте, где ходят люди.

Исключения  из правил

Если мама просыпается ночью, чтобы дать ребенку соску или накрыть его, ей, по многим мнениям, разрешено это делать, даже не омывая руки. При этом необходимо стараться не дотрагиваться до глаз, носа, ушей и т.п.

При неблагоприятных обстоятельствах можно омыть руки из любого сосуда любой водой и произнести положенное благословение или трижды окунуть руки в воды миквэ или в реку. В самом крайнем случае можно вытереть руки обо что-нибудь, что может очистить их.

Если нет сосуда, подходящего для совершения нетилат ядаим, можно омыть руки из крана – попеременно то правую, то левую. Однако каждый раз другой рукой надо открывать кран заново, чтобы вода поступала под действием силы человека. Однако во всех этих случаях позже, когда появится возможность, необходимо омыть руки надлежащим образом.

 

По материалам сайта chassidus.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *