Солнце внутри

Солнце внутри

Олега Черномаза

«Учат в школе, учат в школе…» А вот и нет, в школе не учат, а учатся! «Как же так? – спросите вы. – Ведь в школу дети приходят за знаниями, учитель должен их научить и писать, и читать, и считать»… Однако есть принципиальная разница между теми, кто детей учит, и теми, у кого дети учатся сами. Учитель начальных классов Татьяна Кардаш – одна из тех, у кого дети именно учатся 

– Детей нужно в первую очередь заинтересовать, увлечь, и только тогда они захотят учиться у тебя, – говорит Татьяна Владимировна. – Невозможно насильно чему-то научить, но можно и нужно сделать так, чтобы ребенок сам захотел учиться. 

Она использует много подходов и методик в своей работе, обозначить одной фразой которые можно, пожалуй, так: с детьми всегда, с детьми навсегда. И днем, и ночью, и в будни, и в выходные непрестанно думает о маленьких человечках. Иначе никак. Ведь учитель – такая профессия, о которой не забываешь и за порогом школы. 

Но так было не всегда. Учителем она быть не собиралась – не было такой мечты. «Так судьба распорядилась», – говорит Татьяна Владимировна. 

– Два года назад переехала в Биробиджан из Комсомольска-на-Амуре. Там работала в одной школе много лет. А ведь вначале хотела стать врачом и поступать в медицинский институт, но потом передумала. Тогда родители сказали: «Вот видишь педагогическое училище – туда и пойдешь учиться!». Поначалу сопротивлялась – юношеский максимализм играл, но как только начала учиться, поняла, что мне нравится. Преподаватели отмечали и говорили, что быть учителем – это мое. Первые уроки помню, как сейчас. Сразу с детьми общий язык нашла, улыбнулась им, а они мне, так и начали работать. Сейчас понимаю, как мама была права, предложив мне идти в педагогическую профессию. Без детей жизни не мыслю.

После педучилища она окончила институт. Татьяна Владимировна может преподавать в среднем и старшем звене, однако маленьких деток она не бросает. Начальные классы – это ее стихия. 

Своим «коньком» в работе называет развитие речи. Составление и написание сочинений, по ее мнению, – это наилучший залог развития мыслей и чувств. Человека думающего, умеющего размышлять и анализировать, никогда не постигнет провал в жизни, считает учитель. Заглянув в тетради ее учеников, удивляешься аккуратности и грамотности детей. 

– Наверное, они сначала в черновике пишут, а уже потом на чистовик? – спрашиваем у Татьяны Владимировны.

– Нет, для всех изложений и сочинений у ребят есть отдельные тетради, в которых они и пишут. Никаких черновиков у них нет. 

У ребят отстающих в тетрадях тоже красота и порядок, и ошибок минимальное количество. Это поразительно, но наименьшая оценка, которую мне довелось встретить, – это четверка. 

– Так называемых слабых ребят я заметила сразу, как только пришла сюда работать. Хотя, если честно, не очень люблю подобные определения. Каждый идет со своей скоростью, у каждого ребенка свое развитие. Так вот, когда я заметила, что ребята плохо усваивают материал, я посадила их к себе поближе, – делится опытом Татьяна Владимировна. – Никогда не принимала ситуацию, когда отстающие почему-то сидят на задних партах. Так ни в коем случае не должно быть. На тех, кто чего-то недопонял, должно быть направлено особое внимание учителя. 

Индивидуальный подход – еще один метод, которым постоянно пользуется учитель. 

– Вот, смотрите, это работы детей по математике, – Татьяна Владимировна показывает листочки с выполненными заданиями. – Здесь мальчик допустил больше ошибок, чем положено. С ним мы отдельно поработали, после чего он стал понимать тему не хуже, чем другие ребята. Каждый имеет право на свой путь и свою скорость развития, и не нужно подгонять всех детей под одни рамки. В классе у меня 31 человек, и если я буду относиться к ним, как к массе, то вряд ли будут такие чистые тетради и другие успехи в развитии. К каждому свой подход – только так.

Вместе с тем, Татьяна Владимировна понимает важность сплочения класса. Ребята должны быть дружны, должны научиться любить окружающих, дарить людям тепло и свет. Этим вещам важно учить в школе!

– Мы учимся быть открытыми и живыми, – говорит Татьяна Владимировна. – Когда я только пришла, дети были зажаты, особенно некоторые. А сегодня, когда с утра встречаемся, всегда обнимаемся. Это стало для нас традицией. Я им улыбаюсь и распахиваю свои объятия, и они ко мне с удовольствием идут. Чтобы было радостно и интересно жить, надо, чтобы солнышко было внутри и грело окружающих, а этому надо учиться. Я всегда говорю детям об этом, и они стараются понять.

Раскрепостить учеников – важная часть работы педагога, по крайней мере, хорошего педагога. Истинный учитель никогда не закроет глаза на закомплексованного и стесняющегося ребенка, ведь это будет мешать ему в дальнейшей жизни. Татьяна Владимировна убирает подобные проявления у детей легко и непринужденно, можно сказать, играючи, так, что дети и сами не замечают, как становятся артистичными и общительными. 

Любит Татьяна Владимировна проводить праздники и всевозможные мероприятия. Помимо того, что веселые празднества – еще один стимул для детей к тому, чтобы с удовольствием ходить в школу, это и способ развития их личности, раскрепощения, выявления детских талантов.

Рассматривая кадры видеосъемки, где Татьяна Владимировна вместе с ребятами ставит спектакли по мотивам разных сказок, понимаешь, что в каждом ребенке есть свой талант. Кто-то замечательно танцует, кто-то выразительно читает стихи, а в ком-то целый кладезь актерского таланта. В одной из сценок я обратила внимание на светленького мальчика, который играл принца. Он так правдоподобно изображал влюбленного рыцаря, что было невозможно его не заметить. Как оказалось, этот мальчик еще год назад был самым замкнутым и стеснительным в классе, а театрализованные постановки помогли ему раскрыться, и теперь он настоящая звездочка. 

Для каждого в этих постановках учитель подбирает свою роль, исходя из темперамента и особенностей детей. Родители от подобных «театров» в восторге. Смеются, хлопают. Места в классе мало, однако на каждый праздник приходят и мамы, и папы. Нельзя же пропустить триумф собственного чада!

Ни одно значимое событие ученики Татьяны Владимировны не обходят стороной. На День Победы весь класс пошел на городской митинг. Несли фотографии своих прадедов. Это была их дань памяти воевавшим предкам, так они решили ее выразить. 

Кроме обычных праздников, у класса Татьяны Владимировны есть и свои традиции. Заканчивая учебный год, вместе с родителями ребята отправляются на набережную Биры и пускают воздушных змеев. Это выглядит красиво и сказочно. И в этот миг то солнышко, о котором говорила Татьяна Владимировна, греет детей и, наверняка, останется с ними навсегда вместе с воспоминаниями о первой учительнице.

Из детских откровений

«Я люблю Татьяну Владимировну, потому что она добрая, всегда думает сначала о других, а потом о себе. Не обижает, любит нас. И мы ее тоже очень любим».
Поля Белашова
«Татьяна Владимировна – моя учительница. Мне в ней нравится то, что она добрая, веселая, не кричит. А недостатков у нее нет!»
Ксюша Ловыгина
«Моя учительница устраивает нам праздники, всегда все объясняет, никогда не кричит и не ругает. Зимой мы выезжаем на турбазу. Когда нам непонятны уроки, мы остаемся заниматься».
Настя Тонких
«Татьяна Владимировна получила медаль от Путина, а еще – она помощник Деда Мороза».
Артем Герасьянов
«Татьяна Владимировна любит наших родителей. Она у нас самая красивая».
Илья Виноградов
«Добрая, умная, веселая, я ее очень сильно люблю».
Ангелина Ким

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 8 =