Социальное страхование врачебной ошибки

За нарушения в оформлении листков нетрудоспособности медучреждения области в 2012 году выплатили Фонду соцстраха почти 140 тысяч рублей

Фонд социального страхования, оплачивающий листки нетрудоспособности, держит эти документы под особым контролем, что вполне понятно — речь идет о средствах социального страхования. С главным специалистом — руководителем группы страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регионального отделения Фонда социального страхования по ЕАО Ириной ЛОПАТИНОЙ мы говорим о новом порядке контроля за правильностью оформления листков нетрудоспособности, который утвержден недавно.

— Ирина Анатольевна, поясните, что изменилось? Вносит ли документ какие-то принципиальные нововведения или лишь упорядочивает ту деятельность, которую Фонд вел и раньше?

— Новый порядок контроля связан с тем, что приняты новые нормативные акты. В соответствии с частью 7 ст.59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Фонд социального страхования РФ вправе осуществлять проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности. Изменились требования к оформлению документации при подготовке проверок. А основные положения при проведении проверок за соблюдением порядка выдачи листков нетрудоспособности остались прежними. Их главная цель — обоснованное расходование средств обязательного социального страхования.

— Как часто и какие учреждения здравоохранения вы проверяете?

— Есть плановые проверки. В соответствии с планом-графиком в течение года мы проверяем все областные и районные больницы, фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, частные клиники, словом, все медицинские учреждения области, имеющие лицензию на выдачу листков нетрудоспособности. За месяц до проверки уведомляем медучреждение, просим подготовить всю необходимую документацию. При проведении проверок оценивается соблюдение порядка выдачи листков нетрудоспособности, ведение документов (амбулаторных карт, стационарных карт, карт беременных и др.), подтверждающих выдачу листков нетрудоспособности. Так, в 2012 году медучреждениями области было выдано более 56 тысяч листков. Мы проверили обоснованность выдачи почти 16 тысяч листков нетрудоспособности.

— Это вы говорите о плановых проверках. А что может послужить поводом для внеплановых?

— Обычно это конкретный случай нетрудоспособности по обращению работодателя. У работодателя возникли сомнения или на работе произошел конфликт, и работник выходит из него, внезапно «заболев». Или сомнения вызывает оформление листка. Администрация предприятия, организации делает письменный запрос на имя управляющего региональным отделением Фонда в проведении внеплановой проверки, указывая, на имя какого работника выдан больничный. Внеплановую проверку мы можем провести и по просьбе граждан. Или сами можем инициировать, если поступает запрос об обоснованности выдачи листка нетрудоспособности, либо при проведении параллельных ведомственных проверок.

— Ирина Анатольевна, расскажите, какие нарушения встречаются чаще всего?

— Продление листка больше 15 дней без решения врачебной комиссии. Когда записи в карте не обосновывают нетрудоспособность пациента и указанный диагноз. Или листок выдали задним числом. Пришел пациент сегодня и говорит, что вчера заболел и не пошел на работу. Это возможно в исключительных случаях, когда пациент вызывал либо «скорую помощь», либо у него есть справка из приемного покоя больницы, куда он обращался. Но со слов, без документального подтверждения и решения врачебной комиссии, листок нетрудоспособности не может быть выдан. Или больничный закрывают наперед. Это тоже нарушение, потому что листок должен продлеваться или закрываться на приеме, после осмотра. Врач, выдавая денежный документ, которым и является листок нетрудоспособности, должен понимать меру своей ответственности. При грубых нарушениях и необоснованной выдаче мы предъявляем финансовые требования к медучреждениям, и медучреждения платят штрафы.

— А каков их размер?

— Он зависит от нанесенного ущерба. Если заработок пациента высокий, то и штраф значителен. В целом за 2012 год региональное отделение Фонда социального страхования предъявило медучреждениям претензий на сумму около 140 тысяч рублей, эти деньги были полностью возмещены Фонду.

— Какие учреждения чаще допускают нарушения?

— Те, которые выдают больше больничных листков, там и нарушений больше. Вместе с тем есть такие медучреждения, в которых нет нарушений при выдаче больничных листков.

По итогам каждой проверки мы составляем акт, знакомим администрацию больницы со всеми выявленными ошибками. Затем эти нарушения обсуждаем на семинарах, разбираем случаи, чтобы они больше не повторялись.

— Приходится ли самим врачам расплачиваться за эти ошибки?

— Это решает администрация учреждений здравоохранения.

— Идут разговоры о том, что бланк листка временной нетрудоспособности скоро изменят. Так ли это?

— Да, разговоры ведутся, но точной информации о том, когда это действительно будет, у меня нет. Сложность работы с новыми бланками листков нетрудоспособности, на мой взгляд, состоит в том, что допускается много ошибок при их заполнении вручную, а исправлять их нельзя. У нас лишь несколько учреждений здравоохранения заполняют их с помощью компьютерной программы — это детская областная больница, частично — областная больница и Николаевская районная больница. Причина такого положения — в недостаточном материальном оснащении наших учреждений здравоохранения.

Хочу обратиться с просьбой к работодателям — сообщите своим работникам правильное наименование вашего предприятия (учреждения), соответствующее уставу, потому что ошибок, связанных с заполнением наименования места работы, встречается немало. Это позволит избежать конфликтов и своевременно произвести расчет пособия по листку нетрудоспособности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *