Современникам и потомкам

Неподдельное свойство — быть живым и обращаться к живому человеческому сердцу — отличительное качество большого поэта. Таким большим, великим поэтом эпохи был Владимир Маяковский

О феномене Маяковского в русской культуре можно судить по широте той реальной аудитории, которая внимала его стихам. Как и Сергей Есенин, Владимир Маяковский был всенародным поэтом в России начала ХХ века. Однако, в отличие от Есенина, Маяковский не только говорил с народом, но и формировал совершенно новый вектор культурного развития общества, при котором слово должно было стать делом и быть неразрывным с делом сотворения нового мира.

Владимир Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии в Грузии. Отец его, Владимир Константинович Маяковский, служил лесничим, мать, Александра Алексеевна Павленко, из рода кубанских казаков, вела дом и ухаживала за детьми. Кроме Владимира в семье Маяковских было еще два сына и две дочери. В 1902 году Владимир поступил в гимназию города Кутаиси. В 1906 году, после смерти отца, Маяковские переехали в Москву. Владимир продолжил обучение в гимназии, однако семья жила в бедности, и в 1908 году он был исключен за неуплату. В те же годы Маяковский познакомился с марксистами, увлекся революционной литературой, начал заниматься революционной пропагандой.

В 1911 году Владимир поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. В эти годы Маяковский знакомится с поэтом Давидом Бурлюком и примыкает к кругу кубофутуристов, занимавшихся поэтическим и изобразительным творчеством. В это же время поэт обращается и к драматургии.

Объединить в накале своего творчества «импрессионистичность» и «общественную, общую монументальность» и добиться зрелого слова удалось лишь немногим из русских авангардистов, и один из них — Владимир Маяковский.

В 1914-1915 годах поэт работает над первым своим большим стихотворным произведением, которое, несмотря на молодость автора, стало одним из лучших его творений — романтической поэмой «Облако в штанах». В эти же годы появляется ряд сильных гражданских стихотворений, посвященных солдатам Первой мировой войны.

Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм. Полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задается графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года — знаменитой «лесенкой», которая стала визитной карточкой поэзии Маяковского.

Главной характеристикой текста становится его действенность. Текст должен нести истину о природе творчества. Маяковский бесстрашно обращается к потомкам, в далекое будущее, уверенный, что его будут помнить через сотни лет:

Мой стих
 трудом
 громаду лет прорвет
и явится
 весомо,
 грубо,
 зримо,
как в наши дни
 вошел водопровод,
сработанный
 еще рабами Рима.

Цель авторского обращения всегда одна и та же: показать и доказать приоритет творчества в его чистом виде над всеми другими ценностями как «псевдоценностями».

Поэзии Маяковского, как и авангарду в целом, чужды все формы сакрализации случайности. Футурист осознает себя не игрушкой в руках судьбы, а полноправным игроком на арене мироздания. Игра как слияние закономерного и случайного занимает одно из центральных мест в художественной системе Маяковского. Она становится не только излюбленным предметом изображения в авангардной поэзии и живописи, но и способом существования самого произведения искусства:

Я сегодня буду играть на флейте.
На собственном позвоночнике…
Я —
площадной сутенер
и карточный шулер!

В эпоху наиболее обостренной классовой борьбы, когда молодому государству нужно было выжить и устояться, поэт писал: «Я хочу, чтоб к штыку приравнялось перо…». Позиция классовой литературы сейчас, с дистанции десятилетий и социальных перемен, может показаться спорной, однако факт формирования литературы социалистического реализма отрицать нельзя. И у самого горнила этого формирования стоял Маяковский.

Язык «классовых» произведений Маяковского несколько огрублен и тяготеет к просторечию. Может показаться, что это лишь поверхностный «новояз», агитки на потребу дня. Однако зачастую даже в простых по форме поэтической речи произведениях содержится мощная культурная подоплека и глубокий, чуть ли не вселенский, символизм.

Культурно-мифологическими ассоциациями, скрытым символизмом пропитаны многие произведения поэта. «Мой стих пройдет через хребты веков» — аллюзия на пересказанное многими великими поэтами античное стихотворение «Памятник». «Город-сад» строителей Магнитки — рай на земле, созданный за «четыре года» (аналогия с четырьмя днями сотворения Земли). Вот это-то сотворение нового мира новым словом и было главным делом жизни Владимира Маяковского, растило и питало его творческий дух, и сделало его, в конце концов, своим заложником…

Маяковский однозначно принял позицию и путь сторонника и творца революции. Наряду с Горьким он явился основоположником того победившего в Стране Советов литературного направления, которое потом назвали «социалистическим реализмом». В ряде поэм он пропагандирует идеи мировой революции.

В 1923 году Маяковский организует группу Левый фронт искусств (ЛЕФ) и литературный журнал «ЛЕФ», который издается до 1925 года. В 1922-1925 годах поэт много ездит за границу, пишет очерки о европейской и американской жизни и культуре. В последующие годы, вплоть до 1928-го, предпринимает поездки по Советскому Союзу, отражая свои впечатления в поэмах «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», «По городам Советского Союза», «Рассказ литейщика Ивана Козырева…». С 1922 по 1929 год Маяковский работает очень плодотворно, активно сотрудничает с изданиями «Известия», «Комсомольская правда», «Огонек», «Крокодил», «Новый мир», «Молодая гвардия», работает в рекламе и агитках, пишет девять киносценариев.

Однако в конце двадцатых годов у поэта стало «сбиваться дыхание»… Воплощение тех идей, в которые он свято верил, не всегда оказывалось столь радужным, как представлялось ранее. Группа ЛЕФ распалась, а популярность «агитатора, горлана, главаря» явно снижалась — стране нужны были новые герои… В произведениях, написанных Маяковским в конце 1920-х годов, стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть. В 1929 году он пытался провести выставку, посвященную 20-летию своего творчества, но ему всячески мешали. Тяжелый моральный удар поэту нанесла встреча 12 апреля 1930 года с читателями в Политехническом музее, на которой собрались комсомольцы. Было много хамских выкриков с мест. В какой-то момент Маяковский даже потерял самообладание и сел на ступеньки, ведущие со сцены, опустив голову на руки… Личная жизнь поэта также не складывалась. На предложение о замужестве последняя любовь Владимира Маяковского — актриса МХАТа Вероника Полонская — ответила отказом… В этот день 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился.

По прошествии многих лет образ Маяковского, его поэзия, место в революции, штрихи его жизни и даже его смерть трактовались историками, литературоведами, критиками по-разному. Однако одно остается бесспорным и по сей день — поэтическая вселенная, созданная Владимиром Владимировичем Маяковским, — уникальное и бесценное явление не только в советской, но и в большой русской литературе. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *