Совсем другие дети

Совсем другие дети - Надежда Леонидовна Шамрай со своим первым классом

автора

Надежда Леонидовна Шамрай со своим первым классом

По словам Надежды Шамрай, работать учителем младших классов в последнее время стало труднее, но интереснее

В этом году учителю начальных классов Амурзетской средней школы Надежды Леонидовны Шамрай дали первый «б» класс. Бывшие детсадовцы еще только привыкают к школьной жизни. Поэтому в расписании занятий — по три урока продолжительностью 35 минут каждый. И отдельной строкой — предмет под названием окружающий мир, предполагающий в первую очередь знакомство со школой, в которой учится 585 детей и работает 57 педагогов. Сегодня Надежда Леонидовна собиралась показать своим ученикам школьный стадион с детской площадкой. Но холодный сентябрьский дождь за окном заставил изменить планы. И учитель, построив малышей парами, ведет их в кабинет, где изготовлением поделок из крученой бумаги с детьми занимается педагог дополнительного образования Марина Викторовна Вохминцева. Вместе педагоги рассказывают детям об этих видах творчества, показывают работы других ребят. Малыши с детской непосредственностью удивляются тому, что из такого непрочного материала можно сделать красивые цветы, украшения на платье. Потом под руководством своего учителя рассуждают вместе на тему, какие качества и навыки можно развить и приобрести, занимаясь в этом кабинете, и чем дополнительное образование отличается от обычного школьного.

Вот уже пятый год обучение детей в начальных классах Амурзетской школы ведется по новым федеральным образовательным стандартам. Если раньше знания всему классу давал только учитель, то теперь он «добывает» их вместе с ребятами, постоянно заставляя их думать, рассуждать вслух и самостоятельно оценивать результаты своего труда. С элементами самооценки и взаимооценки детей старших групп заранее знакомят воспитатели местных детских садов «Солнышко» и «Буратино».

По словам Надежды Шамрай, работать учителем младших классов в последнее время стало труднее, но интереснее. Очень много времени занимает подготовка. Практически к каждому уроку, сидя за компьютером, приходится готовить презентацию, чтобы потом можно было показать какую-то часть нового материала на большом экране с помощью видеопроектора. Педагогу, постоянно анализирующему, как каждым из 27 первоклассников усваивается новый материал, нужно еще успеть выполнить массу бумажной работы — заполнить множество карточек и маршрутных листов. И постоянно быть на связи с родителями малышей, потому что без помощи взрослых детям никак не справиться с домашними заданиями. И все это ради повышения качества школьного образования, для всестороннего развития детей. Они воспринимают учителя как родного человека — маму или бабушку, у которой в случае необходимости можно попросить помощи или просто обнять. Так и делают многие первоклассники, особенно мальчики, уходя из школы домой. Каждый ребенок испытывает потребность в ласке и добром отношении к себе. Наверно, поэтому, становясь взрослыми, мы чаще всего вспоминаем не тех учителей, которые лучше всех знали свой предмет, а тех, кто не скупился на добрые слова, был в меру строгим, но справедливым. Мог прямо на уроке погладить по голове, заново заплести косички во время перемены или помочь надеть на плечи школьный ранец. Именно так по отношению к ученикам и ведет себя Надежда Леонидовна, сама воспитавшая троих детей и имеющая уже четверых внуков. Родители первоклассников постоянно ходят к ней на консультации и этому, конечно, рады.

 По ее словам, сегодняшние дети совсем не такие, как тридцать лет назад. И самое трудное в компьютерный век — не только научить их говорить и общаться между собой, но и постоянно работать с печатными текстами. Поэтому в Амурзетской школе с прошлой недели действует проект под названием «Читающая школа». В начальных классах проходит акция «Поделись своей книгой». Дети оставляют на мебельных полках в коридоре первого этажа школы принесенные из дома книги и детские журналы, меняются ими между собой. На втором этаже школы для показа лучших детских работ — сказок, стихов, сочинений — скоро появится стенд «Золотое перышко». В средних и старших классах будут проводить литературные гостиные, путешествия по книгам-юбилярам, конкурсы на самый читающий класс и самого читающего ученика, в школьной библиотеке — книжные выставки.

Не останутся в стороне от знакомства с литературной классикой и сами педагоги. Мастер-классы для них будет давать самый опытный и эрудированный русовед Зоя Игоревна Гончарова. Итоги совместной работы педагогического коллектива и детей по реализации проекта «Читающая школа» планируют подвести в январе. Как заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе в средних и старших классах Надежда Леонидовна Шамрай имеет самое прямое отношение к разработке этого проекта.

 Прежде она занимала такую же должность в младших классах. Работала в паре с учителем Натальей Геннадьевной Карбышевой, которой и передала эстафету. Теперь, имея опыт внедрения федеральных образовательных стандартов в младшей школе, помогает своим коллегам осваивать их дальше — в пятых классах. Для этого не только посещает «чужие» уроки, но и постоянно объясняет молодым учителям суть вводимых перемен, дает полезные советы. Как у человека и педагога есть у Надежды Леонидовны одна замечательная черта — умение искренне радоваться успехам своих учеников и коллег, находить со всеми общий язык.

Говорит, что профессию педагога выбрала по примеру своей учительницы Клары Георгиевны Коглян из города Белорецка, что на Урале. В их школе в эту необыкновенно красивую, добрую, интеллигентную женщину, игравшую еще и на сцене драматического театра, был влюблен весь их класс. Поэтому после окончания школы поступила на школьное отделение Белорецкого педучилища. В Душанбе, куда позже переехали родители, окончила педагогический институт. На Дальний Восток — в село Нагибово Октябрьского района, где жил брат, вместе с семьей переехала в 90-е годы. Была директором Нагибовской школы. Потом работала в этом же качестве в Амурзетской.

Сама признается, что темп жизни — бешеный, ни минуты свободного времени, но остановиться не может. На работу каждый день ходит с удовольствием. И думает, что без этого просто не сможет жить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *