Старое китайское серебро

Старое китайское серебро - Современные пенсионеры КНР

Источник: www.globallookpress.com

Современные пенсионеры КНР

Как демографическая проблема становится перспективной отраслью для соседней страны

На прошлой неделе российские СМИ сообщили, что Конституционный суд признал конституционным увеличение пенсионного возраста в России.
По мнению многих читателей и комментаторов, тему не стоило лишний раз будоражить, чтобы не сыпать «соль на сахар», когда люди едва смирились с произошедшим.

В этой связи интересен опыт соседнего Китая, решающего схожую проблему совершенно иным путём.

 

Заработать на проблеме?

Старики Гонконга 1960-х гг. Автор: Хо Фань (1931-2016). Источник: laiveinternet.ru

 

Эксперты английской аналитической компании OxfordEconomics не согласны с бытующим в научной среде утверждением, что старение населения, которое наблюдается во многих странах мира, создает множество проблем, связанных как с увеличением нагрузки на экономически активное население, так и долгосрочными бюджетными дисбалансами. Напротив, они полагают его новым ресурсом экономического роста. Не случайно появился новый термин – экономика «серебряных волос» или «серебряная экономика» (silver economy). Эта концепция возникла как ответ на демографическую проблему старения населения.

Старшее поколение становится более продуктивным и уходит на пенсию в более позднем возрасте. Кроме того, пожилые люди остаются активными потребителями как товаров для красоты и здоровья, так и финансовых услуг, образовательных программ и новых технологий.

По мнению ученых, старение населения скорее следует рассматривать не как вызов развитию экономики, а как многоуровневый процесс структурных изменений, который открывает возможность роста для тех секторов бизнеса, которые предоставляют товары и услуги для покупателей в возрасте 60+.

Похоже, Китай, сталкиваясь с аналогичными проблемами, тоже решил использовать открывающиеся перед страной возможности экономики «серебряных волос». Дело в том, что население КНР также стремительно стареет. В 2017 году там насчитывалось 240 млн человек в возрасте старше 60 лет, что составляло 17,3 % населения. Ожидается, что к 2030 году, по плану демографического развития, подготовленному Госсоветом КНР, уже четверть населения будут составлять люди почтенного возраста.

Согласно прогнозу на состоявшемся недавно симпозиуме «Старение населения в ХХI веке: успехи и вызовы», к 2053 году количество пожилых граждан в Поднебесной возрастет до 487 млн человек. Это означает, что к середине века каждый третий китаец будет стариком.

 

Учиться, учиться и учиться

По мере того, как современная экономика приобретает более цифровой характер, все больше пожилых людей начинают обучаться навыкам пользования новыми технологиями, особенно онлайн-платежами.

По данным Китайской ассоциации университетов для пожилых людей, в стране насчитывается около 60 тысяч учебных заведений, в которых обучаются более 7 млн человек, чтобы удовлетворить растущий спрос на образование со стороны пожилых граждан.

Согласно плану развития образования пожилых людей на 2016–2020 годы, к 2020-му каждый город должен иметь хотя бы один университет для пожилых людей, а в половине городов страны должны быть созданы соответствующие школы, к тому же треть сел должна обзавестись центрами обучения пожилых людей. Пока же современная сфера услуг, ориентированная на людей старшего поколения, не в состоянии полностью удовлетворять все растущие потребности.

В числе других проблем можно назвать недостаточную вовлеченность общества в развитие этой сферы, дефицит профессиональных кадров, трудности сочетания современных методов с теми, к которым привыкли люди. Китайские эксперты полагают, что назрела необходимость в разработке общеотраслевого плана по развитию сферы услуг для старшего поколения, который может стать новой точкой роста экономики страны.

 

Вечный спрос

Всегда будет расти спрос на медицинские услуги и лекарства, причем могут появиться и новые ниши. Технический прогресс облегчил оказание медицинской помощи. На рынке появились интеллектуальные продукты и оборудование, которые могут контролировать и анализировать состояние пациента и предлагать варианты лечения; системы поддержки деменции; интеллектуальные напоминания.

Отрасль будет развиваться в четырех основных направлениях: специализированные товары для пожилых людей (например, реабилитационная техника), услуги (уход по дому, перевозки), недвижимость (специализированные центры для пенсионеров) и финансовая помощь.

Хотя к 2050 году Китай превратится в крупнейший рынок индустрии «серебряных волос», его развитие будет тормозиться рядом факторов. К основным следует отнести несбалансированное предложение с акцентом на услуги и игнорирование товаров для пожилых людей; а также отсутствие системного плана развития всей отрасли в целом.

Уже сегодня известные китайские компании, такие как Alibaba и JD.com, пересматривают стратегию производства и выстраивают маркетинг с учетом интересов пожилых граждан. «Индустрия “серебряных волос” вступила в фазу своего расцвета, что делает ее новой перспективной отраслью в Китае», – пишет китайская газета ChinaDaily.

 

Стариковские деньги

Крупнейшими выгодоприобретателями станут компании, предоставляющие пенсионерам финансовые продукты и услуги. Многие компании уже сейчас начали переориентировать производство на пожилых потребителей. Популярная ныне в КНР профессия – «пенсионный» финансовый консультант, который дает советы старикам по вложению своих сбережений.

Особенно востребованными у пожилых стали услуги по страхованию и управлению капиталом. Однако в Китае таких специалистов пока недостаточно. В Китае насчитывается около 5,27 млн таких специалистов, при этом работа с гражданами пенсионного возраста развита слабо. В основном это связано с недостаточным финансированием секторов экономики, ориентированных на пожилых людей.

Ожидается, что в наибольшем выигрыше от «серебряной экономики» окажутся здравоохранение (медицинские устройства, фармацевтические препараты, телемедицина), косметология (оздоровительные услуги), безопасность, культура, образование, развлечения, мода, туризм, «умные дома», поддерживающие независимую жизнь, сервисная робототехника, личный и автономный транспорт, банки, предоставляющие широкий спектр финансовых услуг.

 

«Умный дом» пенсионера

У пожилых граждан неуклонно растет потребность в улучшении жилищных условий, формируется интенсивный спрос на потребление товаров и услуг для поддержания здоровья, концентрируется потребность в обновлении бытовой техники, постепенно возрастает интерес к тематическому туризму.

Согласно отчету о потребительской способности пожилых китайцев, подготовленному торговой площадкой Suning.com, пожилые люди не только не уступают, а порой и превосходят покупателей в возрасте от 45 до 60 лет в приобретении смартфонов, «умных» часов, зеркальных фотоаппаратов. В число товаров с наибольшим спросом у пожилых вошли мультиварки и «умные» браслеты. Автогиганты разрабатывают легкие в управлении автомобили для старшего возраста.

Таким образом, «серебряная экономика» расширяет как уже существующие, так и создает новые экономические возможности, связанные с ростом затрат государства и потребительскими расходами граждан, которые обусловлены старением населения и специфичными потребностями пожилых. Ученые полагают, что это направление станет в будущем одним из важных факторов экономического роста и инноваций, а пожилые люди – его новым ресурсом.

Ирина Николаевна Комиссинастарший научный сотрудник РИСИ.

Сфера научных интересов: геополитические и геоэкономические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе; международные организации ШОС и АСЕАН; социально-экономические и культурные проблемы развития КНР.

Российский институт стратегических исследований (РИСИ)

Оригинал: https://riss.ru/analitycs/58138

Старики Гонконга 1960-х гг. Автор: Хо Фань (1931-2016).

Источник: laiveinternet.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − одиннадцать =