«Сто путей — дорог прошел»

«Сто путей — дорог прошел»

Сто лет, восемнадцать и семь Много это или мало?

Сто лет могло бы исполниться Эммануилу Казакевичу, доживи он до наших дней. Восемнадцать ему было, когда приехал в Биробиджан в 1931 году. Семь лет он прожил в этом городе.

И что удивительно: ему, восемнадцатилетнему, сразу же доверили руководить колхозом в Валдгейме. Через год, в девятнадцать, он стал начальником строительства Дворца культуры в Биробиджане. Спустя еще год Эммануил Казакевич — директор еврейского государственного театра. Такая вот, как сказали бы сейчас, головокружительная карьера.

Но карьеристом Казакевич, судя по фактам его биографии, не был. Несколько лет работал на скромных должностях в радиокомитете, газете «Биробиджанер штерн», а в театре был уже потом не директором, а заведующим литературной частью.

И писал, писал. Именно в Биробиджане он по-настоящему проявил себя как поэт. Именно в Биробиджане издал он первый сборник своих стихов — «Биробиджанстрой». Именно в Биробиджане произошло его гражданское становление. Здесь он стал мужем и отцом. И здесь же похоронил самых дорогих людей — отца и мать.

И это — всего за семь лет жизни. А может, за целых семь? Он как будто торопился жить, спешил успеть, успеть, успеть…

В большую литературу Казакевич вошел в послевоенные годы — как прозаик, как автор бессмертной «Звезды». А в 1936 году он написал малоизвестную поэму «Начало», где есть такие строки о земле, где он родился, как поэт:

«Той, что писал я, что носил под сердцем,
С которой сто путей-дорог прошел.
Рассвет кричит: «Эммануил, вос хэрт зих?»
И я в ответ бросаю: «Хорошо!»

Спустя два года Казакевич покинет Биробиджан для нового начала своей жизни. 

Литературно-музыкальной композицией «Дорога в Биробиджан» отметили в областном центре юбилей нашего знаменитого земляка

В фойе ДК зрителей ждал сюрприз. Воспитанники детской художественной школы приготовили выставку «Большой мир Эммануила Казакевича», изобразив на своих рисунках самого писателя и героев его произведений, первостроителей Биробиджана. Экспозицию сопровождала живая музыка — небольшой концерт для горожан приготовили ученики и преподаватели детской музыкальной школы Биробиджана.

kogeletОсновное же действие развернулось в концертном зале Дворца культуры. Эпиграфом мероприятия стали слова самого писателя: «Полюбила меня, присушила меня та земля, на которой я счастлив».

Открыл литературно-музыкальную программу артист русского театра современной пьесы и ведущий творческого вечера Константин Мелисов. Свое повествование о знаменитом земляке он начал прямо из зрительного зала — освещенный лучом прожектора ведущий вышел к гостям с томиком произведений Эммануила Казакевича в руках.

Вклад Эмки, как называли его друзья, в развитие Биробиджана трудно переоценить. За недолгих семь лет, что он прожил здесь, Эммануил Казакевич сменил разные профессии. Он был бригадиром, председателем валдгеймского колхоза, руководителем стройки и областного радиокомитета, журналистом, драматургом. Он стоял у истоков создания звукового кино в Биробиджане, помог построить Дом культуры, здание которого в дальнейшем было передано БирГОСЕТу.

Историю строительства последнего и воплотили на сцене артисты народного еврейского музыкально-драматического театра «Когелет». Перед зрителями предстал сам Эммануил Казакевич, полный идей и надежд. Сцена превращалась то в биробиджанский вокзал 30-х годов, на который прибывали переселенцы со всего Советского Союза, то в строительную площадку. А писатель становится еще и организатором молодежи. По его инициативе начинается строительство Дома культуры. Переселенцы охотно выходят на воскресник (поскольку в шаббат — субботу — евреям нельзя работать, уборку стройплощадки переносят на воскресенье), а один из них — Яков Чернис, по воспоминаниям которого и был создан этот мини-спектакль, помогает с проектом будущего ДК. Так Эммануилу Генриховичу удается своим энтузиазмом «зажечь» и биробиджанскую молодежь.

Подвели в этот день и итоги городского конкурса чтецов среди детей, подростков и молодежи «Счастливый мир, что я ношу в себе». Некоторые из его участников прочитали стихотворения Э.Казакевича со сцены. Награды победителям конкурса вручила заместитель главы мэрии Биробиджана Людмила Копенкина. Третье место досталось ученице двадцать третьей школы Екатерине Поповой, второе — ученику одиннадцатой школы Вадиму Колесникову. Лучшим чтецом была признана ученица шестнадцатой школы Виктория Парыгина.

— Мы с вами очень счастливые люди, — отметила Людмила Копенкина, — потому что когда-то в нашем городе, в нашей Еврейской автономной области творил такой замечательный человек, многогранная фигура. Всего семь лет он пробыл здесь, но успел оставить яркий след. С него начинается литературное творчество Биробиджана.

Также в литературно-музыкальной композиции «Дэр вэг кейн Биробиджан» («Дорога в Биробиджан») приняли участие театр танца «Сюрприз», народный ансамбль скрипачей и солистка Нина Гуменник, трио детской музыкальной школы «Sample», творческие коллективы городского Дворца культуры «Нежность» и «Иланот».

Биробиджанский путь Казакевича

В Областном краеведческом музее прошла экспресс-выставка, посвященная столетию со дня рождения Эммануила Казакевича

«Дорога длиною в жизнь» — такое название дали ей сотрудники музея. Конечно же, главным гостем выставки стала молодежь. Сначала ребята познакомились с последней экранизацией известной повести Эммануила Казакевича «Звезда».

Узнали посетители выставки о жизни писателя, о его пребывании в Биробиджане и о том вкладе, что он внес в развитие литературной и культурной деятельности города.

Представлены на экспозиции редкие экспонаты — первое издание лирического сборника «Биробиджанстрой» на идише, отпечатанного в местной типографии на невзрачной газетной бумаге в 1932 году. Здесь же представлен роман в стихах «Шолем ун Хавэ» («Шолом и Ева»). Лучше узнать о личности автора поможет книга Б. Рубена «Казакевич», в которой представлены письма нашего знаменитого земляка своим родным, его военные и послевоенные фотографии. Также из этой книги можно подробно узнать об истории «бегства» Казакевича на фронт.

Еще один уникальный экспонат музею предоставил коллекционер Петр Кизер — это почтовый конверт, выпущенный к семидесятилетию писателя.

На выставочном стенде можно увидеть и исторические документы — телеграммы, письма, снимки тех лет. Каждый экспонат музейной выставки открывает очередную страницу истории жизни Эммануила Казакевича и строительства Биробиджана.

Мечты и песни

Переводы стихов Казакевича с идиша прозвучали в гостиной «Бейт сэфер»

livantКак энтузиаст и романтик, Эммануил Казакевич жил в Биробиджане? О чем мечтал, с кем дружил, какие стихи писал? Как строил город своей мечты?

Ответы на эти вопросы услышали участники заседания гостиной «Бейт сэфер», которое состоялось в читальном зале областной научной библиотеки. Здесь собрались люди всех возрастов, кто любит стихи и прозу нашего земляка.

Вела заседание, как обычно, заведующая сектором национальной литературы областной библиотеки Алла Акименко. От ведущей и других участников вечера собравшиеся узнали неизвестные факты жизни Казакевича, открыли незнакомые страницы его произведений и воспоминаний о нем.

Биробиджанский поэт и композитор Наум Ливант исполнил «Песню о переселенцах», которая позволила передать атмосферу Биробиджана тридцатых годов. В зале звучал идиш — ученица школы №23 Даша Валевич исполнила стихотворение «Дорожникам» на еврейском и русском языках (перевод Аллы Акименко). Историю о переводе «Корейской новеллы» Казакевича рассказал заместитель главного редактора «Биробиджанской звезды» Виктор Антонов. Он говорил о влиянии древних текстов не только в стихотворении Казакевича, но и в творчестве Любы Вассерман. Биробиджанские поэты Евгения Батурина и Виталий Бурик предложили собравшимся два варианта перевода стихотворения Казакевича биробиджанского периода.

Украсил встречу звучащий голос нашего знаменитого земляка. Он оказался глуховатым, чуточку осипшим. Автор «Звезды» говорил о своем талантливом коллеге Юрии Олеше.

Подруги читают стихи

Участницы общинного клуба «Хавэртэ», что означает «Подруга», отметили столетие знаменитого земляка по-своему — песнями и стихами

Одно из самых известных и популярных в Биробиджане стихотворений Эммануила Казакевича «Песенка о станции Тихонькой» стало-таки песней — активистка общины Тамара Шматко написала к нему музыку, а вокальная группа «Фрейда» исполнила новую песню на идише весело, с задором, передав именно то настроение и интонации, которые вложил автор. Вокалисток похвалил за уровень исполнения заглянувший на огонек председатель общины Роман Ледер, отметив, что их голоса с каждым новым выступлением звучат все лучше.

Поэму «Город начинается» в Биробиджане знают меньше, чем стихи, но активистки клуба исполнили это произведение с тем же чувством искренней любви к городу, которое передал поэт в своих строках.

У многих участниц клуба нашлось что сказать о Казакевиче. Эммира Княжевская вспомнила рассказ своей мамы, депутата Верховного Совета РСФСР о встрече с поэтом в Москве. Мария Лазаревна Рак познакомила присутствующих с важнейшими вехами жизни и творчества своего земляка. Женщины с чувством читали стихи о Биробиджане. Светлана Говорецкая заметила, что наш город прекрасен, и не любить его невозможно.

По страницам незабытого наследия

В Областной научной библиотеке имени Шолом-Алейхема прошла презентация литературоведческого сборника, посвященного писателю-земляку

Сборник «Эммануил Казакевич. По страницам незабытого наследия» издал Приамурский государственный университет. Его редактором стал доктор филологических наук, профессор Павел Толстогузов. Он и рассказал о том, как велась работа над созданием первого подобного сборника в ЕАО, какие материалы собраны под его обложкой.

Антология содержит литературоведческие и мемуарные эссе, газетные публикации, документоведческие и библиографические материалы, а также текст на идише и литературные переводы «Корейской новеллы» Казакевича. В сборник также вошли воспоминания дочери писателя Ларисы об отце и о его пребывании в Биробиджане, знакомстве с ним Федора Кашевского, который в 30-е годы был заместителем председателя облисполкома, размышления о драматургии писателя и влиянии его творчества на современных авторов. Заглянув в антологию, читатели узнают, что за документы, связанные с пребыванием Казакевича в областном центре, хранятся в областном краеведческом музее и с какими книгами и статьями в периодических изданиях следует ознакомиться, чтобы лучше понять творчество писателя.

tolstog«Основная цель сборника — in memoriam, чтобы помнили» — так обозначил ее редактор и автор предисловия Павел Толстогузов. Действительно, большинство статей уже выходили в разные годы в печати, но впервые они были объединены в одно цельное издание.

— Эммануил Казакевич — это человек, который стоял у истоков нашего города, — отметил Павел Толстогузов, — его первых, в буквальном смысле, строений, освоения этой земли. Это человек с удивительной, уникальной судьбой. Казакевич умел жить необычайно щедро, и вот про эту особую душевную щедрость человека, про его особое отношение к биробиджанской земле наша книга.

Один из авторов сборника, журналист Виктор Антонов, назвал Эммануила Казакевича национальным поэтом Биробиджана. Его идею создать в городе памятник писателю поддержал председатель Федерации еврейских общин и организаций Дальнего Востока Валерий Гуревич.

Сотрудники Областной научной библиотеки им. Шолом-Алейхема познакомили гостей мероприятия со своей уникальной электронной коллекцией «Эммануил Казакевич в ЕАО». А работники Госархива ЕАО и краеведческого музея рассказали о документах и редких экспонатах, хранящихся в их фондах и связанных со знаменитым писателем.

Материал подготовили Юлия НОВИКОВА и Вера ПАВЛОВА. Фото Олега ЧЕРНОМАЗА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *