СТОП! СНЯТО!

СТОП! СНЯТО!

Анатолия Клименкова

Пять уникальных фильмов о ЕАО скоро увидят жители автономии

Давно канули в Лету кинопленки и грампластинки, даже аудио- и видеокассеты сегодня не востребованы. Но именно они являются хранителями истории и искусства прошлого века. Чтобы сохранить наше культурное наследие, в 2005 году Генеральная конференция ЮНЕСКО объявила 27 октября Всемирным днем аудиовизуального наследия.  К сожалению, часть аудиовизуальных архивов ХХ века уже исчезла из-за устаревания технологии, небрежности хранения и невежества. Бурное развитие цифровой цивилизации лишь ускорило этот процесс.

Есть свой уникальный киноархив и у Еврейской автономной области. Отечественные и зарубежные художественные, документальные, исторические, научно-популярные фильмы хранятся в отделе кино Центра народного творчества, кинематографии и историко-культурного наследия ЕАО, бывшем «Киновидеопрокате». 

Большинство фильмов в советское время оседало в хранилищах фонда после показа на широком экране. Есть здесь и ленты о ЕАО, снятые Дальневосточной студией кинохроники в 60-70-х годах на пленку. Когда-то их показывали на школьных площадках, различных мероприятиях, тогда еще они были востребованы в автономии. Сейчас область перешла на  более дешевую в сравнении с пленкой систему — видеопоказ. И единственный в ЕАО кинотеатр «Родина» также после ремонта перешел на цифровой формат. 

А ведь когда-то и у нас в автономии снимали и монтировали кино на тридцатипятимиллиметровую пленку. 

СДЕЛАНО В БИРОБИДЖАНЕ

В конце шестидесятых в Хабаровском краевом  культпросветучилище (ныне Биробиджанском областном колледже культуры) открыли отделение кино- и фотосамодеятельности. Его выпускники работали в различных учреждениях культуры и досуга. Их дипломной работой были короткие десятиминутные документальные фильмы. Среди выпускников отделения кино- и фотосамодеятельности были Семен Эпштейн, Леонид Казавчинский, Лев Звенигородский и другие известные люди. В годы перестройки это отделение закрыли. 

При швейной фабрике действовала студия, которая выпускала киножурналы. 

20 мая 1957 года в Биробиджане начала работать детская любительская киностудия Дома пионеров (ныне Центр детского творчества). Ее создателем и руководителем был Ефим Николаевич Фельдман. В распоряжении детской киностудии было несколько помещений — класс для занятий по теории, монтажный цех, комната для работы с негативами, мультцех и зрительный зал на пятьдесят мест. Здесь учащиеся среднего и старшего звена городских школ самостоятельно 85создавали мультфильмы, детское кино, снимали документальные фильмы. С аппаратурой юным биробиджанцам помогли коллеги-профессионалы из Хабаровска — они подарили детям кинокамеру «Хроникон» с некоторым запасом пленки, а также предоставили специальную литературу. Местный кинопрокат передал студийцам монтажный стол, радиокомитет — оборудование для записи звука.  

Киностудия активно развивалась и привлекала все больше ребят. Созданные кружковцами работы на протяжении десяти лет завоевывали призовые места на всесоюзных кинофестивалях детских любительских фильмов. Высокую оценку деятельности биробиджанской киностудии Дома пионеров дал советский режиссер, лауреат госпремий Григорий Рошаль. Тогда о студии знали далеко за пределами региона. За киноленты «Пионерские ступеньки» и «Дорогие мамы» в 1960 году в Ленинграде воспитанники Ефима Фельдмана получили дипломы и премии Государственного комитета радио и телевидения. А через два года удостоились первой премии за фильм, рассказывающий об уникальном областном курорте и целебных свойствах его воды. «12 дней в Кульдуре» даже показывали по Центральному телевидению и в легендарном московском кинотеатре «Россия».

Пробовали себя юные биробиджанские киноманы и в мультипликации. Для того чтобы создавать собственные мультики, им даже пришлось разработать специальное оборудование для рисования. Над мультипликацией трудилось несколько сотен юных художников. В 1965 году за один из мультфильмов воспитанники Ефима Фельдмана  завоевали награду от создателей популярного тогда телевизионного журнала «Фитиль».

К сожалению, детская биробиджанская киностудия Дома пионеров просуществовала недолго — вскоре после отъезда ее руководителя она закрылась. 

ОДНОЙ СУДЬБОЮ СО СТРАНОЙ

Теперь пленки, ставшие отражением той эпохи, хранятся в областном фильмофонде. Всего он насчитывает 4511 лент. Его история началась в 1938 году, когда был образован трест кинофикации ЕАО. В свое время у руля «Киновидеопроката» стояли Валентина Александровна Белозерцева, Николай  Васильевич Смирнов, Татьяна Ивановна Смирнова. Пару лет назад он был преобразован в отдел кино Центра народного творчества, кинематографии и историко-культурного наследия ЕАО, который возглавил Михаил Львович Поляк. 

Хранилище располагается в специально оборудованном помещении. Следит за состоянием пленок фильмопроверщица Екатерина Борганюк. 

В здании бывшего «Киновидеопроката» есть  монтажная, где Екатерина Михайловна проверяет пленки. По мере возможности их реставрирует, ну а те, что не подлежат ремонту, приходится списывать. На каждый фильм оформлена дефектная карточка и присвоен свой инвентарный номер. Оцифровать их и сделать доступными широкой аудитории пока нет возможности. 

А вот видеофонд, то есть фильмы на видеокассетах и дисках, как отмечают методисты отдела кино Ольга Грибанова и Ольга Колмакова, востребованы жителями автономии и пользуются спросом. 

В небольшой кинозал приходят дети с летней площадки, в основном это ученики ближайших школ — шестой, двадцать третьей и девятой, воспитанники некоторых городских детских садов. Тесно сотрудничает отдел кино и с социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, областным Советом ветеранов, библиотечным филиалом, расположенным на втором Биробиджане. Ребят знакомят с детскими фильмами, некоторыми документальными и историческими лентами, фильмами, созданными на основе классических литературных произведений. 

— Что касается дальнейшей судьбы фильмофонда, — отмечают методисты отдела кино, — то область планируют перевести на видеопоказ. Поэтому будут приобретаться проекторы и экраны в сельские дома культуры. Сами киноустановки, на которых демонстрируются пленочные фильмы, давно устарели, сократились штаты киномехаников во многих районах. Киноустановки демонтируют — когда-то их было в области семьдесят две, в прошлом году их число уменьшилось до пятнадцати. Так что переходим на видеоносители.

В 2013 году работникам отдела кино благодаря выделенным к юбилею области средствам удалось оцифровать пять документальных фильмов о ЕАО. На Дальнем Востоке это оказалось невозможным — нет специального оборудования, так что помогли коллеги из Твери, к тому же за приемлемую цену. Средств на оцифровку других пленок, к сожалению, нет.  Это очень трудоемкая, сложная работа, к тому же пленки в фильмохранилище старые и хрупкие. А вот оцифровать видеокассеты сотрудники отдела кино могут самостоятельно. Сегодня в видеофонде хранится 2523 диска и 5539 видеокассет.

— Мы оцифровали с пленок пять фильмов о нашей области, — рассказывают Ольга Колмакова и Ольга Грибанова. — В них показаны известные в ЕАО люди, хроника того времени. Эти кадры редко где можно найти. Фильм «Одной судьбою со страной» мы уже представили на кинофестивале «Штерн». Всем он понравился. Эти уникальные кадры многие зрители видели впервые. На следующий год мы планируем провести кинофестиваль, где покажем остальные фильмы о нашей области. Надеемся и в районах их представить. 

Пять уникальных фильмов о ЕАО («Одной судьбою со страной», «Биробиджан — 70», «В семье равноправных», «Хроника ЕАО», «На берегах Биры и Биджана»), где можно увидеть Волочаевский мемориал, станцию Тихонькая, завод «Дальсельмаш», снимки первых переселенцев, редкие кадры с В.И. Пеллером, Е.И. Раком и другое, станут подарком не только к юбилею области. В этом году и сам фильмофонд отмечает свое 75-летие. Остается надеяться, что со временем найдутся средства на оцифровку других пленок, и тогда старые киноленты станут доступны всем жителям нашей области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *