Студент как образ

Звучит катастрофически банально, но отделаться от этого ощущения невозможно: студенчество — пора в нашей жизни если не самая лучшая, то, по крайней мере, самая насыщенная событиями.

Самые драматичные ссоры и обретение близких, самые грандиозные праздники и отчаянные поступки — все это  случалось именно тогда, когда времени хватало только на то, чтобы съесть бутерброд с сыром и помчаться на очередную лекцию по истории русской литературы. Порой даже кажется, что в то время в сутках было не двадцать четыре часа, а существенно больше…

Молодость, страстность, стремление узнавать и менять мир вдохновляют художников. И созданные ими произведения оказываются объединенными общим духом свободы, но очень разными — настолько же, насколько и студенческая жизнь каждого из нас.

ИСТИНА В КИНЕ

Образов студентов кинематограф, к счастью, знает немало: это и  неудавшийся ученик в фильме «Курьер» Карена Шахназарова, и чудаковатый Шурик из «Операции Ы» Леонида Гайдая, и даже пресловутый забугорный Гарри Поттер, посещающий школу волшебников. Но и среди кинематографического многообразия существуют фильмы, которые составляют своеобразный зрительский «топ».

Кино философское «Общество мертвых поэтов» Питера Уира

Кажется, в современном кинематографе нет фильма, лучше передающего дух настоящей литературы, меняющей взгляд на мир, дух поэтичной молодости и свободы. Прекрасный Робин Вильямс в этой картине вновь выступает в привычном для себя амплуа «учителя жизни», его Джон Китинг — преподаватель словесности в консервативном английском колледже. Необычный педагог становится для мальчишек человеком, перевернувшим их представления не только о литературе, но и о жизни вообще. «Ловите момент, мальчики! Сделайте свою жизнь необыкновенной…» — говорит он, и в глазах каждого из его студентов отражается свой путь. «Общество мертвых поэтов», получившее в свое время только утешительный «Оскар» за сценарий, кино по-настоящему культовое. Умная и тонкая картина, посмотреть которую нужно каждому. В идеале — будучи ровесником героев, хотя вне зависимости от возраста зрители и плачут, и восхищаются.

Кино классическое «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева

Первоначально этот фильм именовался «Застава Ильича», однако режиссер слишком спорно рисовал эпоху шестидесятых, поэтому сразу после окончания съемок лента «легла на полку». Много позже она вышла в прокат под названием «Мне двадцать лет».  Это рассказ о поколении двадцатилетних, выросших в эпоху переоценки ценностей, в зыбкое время стремящихся найти свой, единственно верный путь.  Вечера поэтов в Политехническом, московские улицы, юноши в одинаковых пиджаках — почти документ эпохи, убегающее время. Порой поэтичное и одухотворенное, порой будничное и неторопливое, как сама жизнь, кино.  И вот что особенно важно: смотришь фильм сейчас, когда прошло уже почти полвека, и понимаешь — это про меня. И фраза главного героя «ничего не страшно, если ты не один и есть во что верить» — тоже не устарела.

Кино легкое «Студентка» Клода Пиното

Романтичная французская лента с юной Софи Марсо в главной роли рассказывает о жизни студентки филологического факультета Сорбонны, которую гораздо больше, нежели учеба, интересуют отношения с бойфрендом — музыкантом, человеком намного ее старше. Длинные телефонные разговоры, бесконечные ночные выяснения отношений с цитатами из классической литературы, сливающиеся в круговорот работа и учеба, сладкий сон на лекциях и сбивчивые ответы на экзаменах… Незамысловатая история с обаятельными персонажами покоряет зрителя искренностью интонаций и какой-то общей, по-французски легкой атмосферой любви и нежности.

Кино психотерапевтическое «Умница Уилл Хантинг» Гаса Ван Сента

Отличная молодежная драма, главным героем которой становится и не студент-то вовсе, а простой уборщик университетских коридоров, обладающий незаурядным интеллектом. Однажды молодой человек в свободное от метлы и совка время решает сложнейшее математическое уравнение — и весь колледж пускается в поиски таинственного гения… Картина стала обладателем сразу двух премий «Оскар» — за лучший сценарий и лучшую роль второго плана (ее исполняет прекрасный Робин Вильямс, которого режиссеры не раз видели учителем по призванию). А исполнитель главной роли Мэтт Дэймон за выдающуюся актерскую работу получил Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля. Его персонаж — хулиган, обладающий огромной внутренней свободой, умением принимать нестандартные решения и жить только здесь и сейчас, поэтому смотреть картину особенно полезно тем, кто стоит на распутье, пытается осознать себя и не понимает, в какую сторону двигаться.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Удивительное дело: не только русская, но и мировая литература  не создала хоть сколько-нибудь значимого пласта произведений, посвященных студенчеству. А казалось бы, какая благодатная тема: и взросление, и переоценка ценностей, и вхождение в новый, неизведанный доселе мир… Да, во многих романах и повестях фигурируют молодые люди, о которых читателю известно: они обучаются в неком высшем учебном заведении, но собственно в текстах это никак не отражено. Однако, если основательно перетрясти книжную полку, можно найти несколько произведений, прочесть которые не помешает и нынешней студенческой братии.

Книга кинематографичная «Повесть о студенческой группе 76-Т3» Якова Арсенова

«Жизнь — пахота,  говорил кто-то из  не  очень  великих.  Кажется, Усов. Целина чувств, а по ней — плугами, плугами… И ты попеременно ощущаешь себя то полем, то трактором. Но самое страшное, когда перепахивают. Памятью.

Памяти достаточно одного намека, аллюзии, чтобы время, как летучий голландец, много раз еще мелькнуло вдали. Через пять лет смогли мы организовать стопроцентную явку, первое  глобальное  свидание. Сегодня в двенадцать дня  мы соберемся в Майском парке».

Книга Якова Арсенова очень необычна уже потому, что легко меняет и язык, и стиль, и жанр, оборачиваясь то драмой, то фарсом, то трагикомедией. Тем, кто сейчас находится в круговерти лекций, экзаменов, первой основательной любви и поиска новых столпов мироустройства, эта повесть покажется сочиненной (точнее даже — просто записанной) однокурсником, соседом по парте. Время и место действия в повествовании — здесь и сейчас, герои — мальчики и девочки, знакомые каждому по общим университетским фотографиям, те самые, что встречаются в коридорах. А главное —  автором очень точно передано лихачество молодости, умение не планировать, а стремительно падать из счастья в несчастье, бросаться от одной идеи к другой, выдавать афоризмы и произносить серьезные бессмысленные фразы. Происходящее с героями так реально, что производит впечатление «документа», устного рассказа, сюжетной непридуманности: и смешно, и пронзительно, и лирично. Книга эта кинематографична: все зримое, осязаемое, а написана она языком, к которому удивительно легко подстроиться — простой и живой, он словно вовлекает читателя в диалог.

Книга историческая «За стеклом» Роберта Мерля

«Будильник  заверещал   с   пронзительной   силой.   Люсьен  Менестрель катапультировался с кровати и зажег свет. Нечего валяться после звонка, идет второй триместр, решающий. Он нащупал под кроватью кнопку будильника,  резко надавил на нее пальцем и громко  сказал: «Заткнись, болван».

Роман французского писателя рассказывает о студенческих волнениях шестидесятых годов в Сорбонне, точнее, о первой попытке думающей части общества «подать голос», которая повлекла за собой целую цепь студенческих революций. Действие романа охватывает только один день, но перед читателем возникает целая череда классических образов: бунтарь и анархист, маменькин сынок и ботаник, влюбленная отличница и авторитарный профессор кафедры литературы. Читальный зал, общежитие, университетские аудитории — события происходят в узнаваемых интерьерах, а среди персонажей встречаются как придуманные, так существовавшие в реальности герои. Как любое историческое произведение, книга может показаться скучной, однако она наполнена символами и отлично рисует европейское сознание — тех времен, когда студенчество было движущей частью Европы.

Книга драматичная «Общага-на-Крови» Алексея Иванова

«Ольга Васильевна Ботова была комендантом общежития. Кличка у нее была Ботва. Маленькая, толстая, дряблая, с близко поставленными глазами, неизменно одетая в синий тренировочный костюм, она и вправду чем-то напоминала ботву — завядшую, бесформенной кучей выброшенную за ненужностью».

Книга современного отечественного писателя  повествует о первокурснике по кличке Отличник и его более опытных друзьях. Общага предстает в романе писателя как отдельно взятый мир, своего рода космос, в котором, впрочем, постоянно происходят вполне земные события: массовые пьянки и каждодневные бои с комендантом, легкие влюбленности и чтение стихов вслух.

В этом замкнутом пространстве современные дети, циничные и наивные одновременно, успевают вести и философские разговоры о смысле жизни, истине и выборе пути. В героях нашего времени узнаются персонажи классической литературы и это придает роману дополнительное измерение.

Книга спорная, несколько мрачная, но написанная легко, с изрядным количеством бытовой лексики, заставляет вспомнить собственные университетские будни и попытаться как-то этот опыт разложить по полочкам.

Книга эстетская «Экзамен» Хулио Кортасара

«Две девушки выскочили из аудитории. На бегу перекинулись фразой и, не замечая Клары, бросились к лестнице. «Мчатся слушать очередную главу из очередной книги. Все равно, что крутить радио: танго — и сразу «Лоэнгрин» — рынок-холодильники — Элла Фитцджеральд… Заведение должно было бы запрещать подобную всеядность».

Магический реализм латиноамериканской литературы в чистом виде. Некий гипотетический город, существующие в этом пространстве студенты, которые все время говорят о предстоящем экзамене, сущность которого не вполне ясна, несостоявшиеся любови, придуманные революции — и диалоги, диалоги, диалоги… Никаких поучительных интонаций, никаких готовых выводов, да и время и место действия не имеют никакого значения, ибо главное в этом тексте — язык автора и точно переданный дух молодости, который заключает в себе прекрасное стремление к свободе, свежесть взгляда и незашоренность сознания.

 

 

 

 

 

 

?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *