Студент на «дарёных» гектарах

Студент на «дарёных» гектарах - Мастер производственного обучения Юрий Бондаренко со студентами.

Фото из архива учебного заведения

Мастер производственного обучения Юрий Бондаренко со студентами.

Можно ли считать учебное хозяйство сельхозпроизводителем

Как бедные родственники

Учебное хозяйство многопрофильного лицея села Амурзет маленьким не назовёшь. В нем — подсобная свиноферма, где содержится больше сотни животных, пасека на 60 пчелосемей, производственные мастерские. Из техники — пять тракторов разных марок, два комбайна, плуги, сеялки, культиваторы, опрыскиватели — весь набор техники, необходимой для выращивания сельскохозяйственных культур.

Было время, когда вся эта техника работала недалеко от села на бывших землях Амурского совхоза. Но земли эти, бывшие долевыми, выкупили в собственность или взяли в долгосрочную аренду КФХ. Теперь выращивать зерновые культуры для подсобной фермы, картофель и овощи для нужд студенческой столовой лицею приходится на той земле, которую выделяют ему жители района, понимающие, что помогать учебному заведению, готовящему кадры для сельского хозяйства, надо.

В этом году по десятку гектаров земли под зерновые лицею отдали фермеры Тамара Юрченко, Евгений Пермин, Татьяна Дьяченко, Надежда Миндибекова. Еще 300 гектаров земли есть на мелиоративной системе «Октябрина». На 80 гектарах из них в этом году была посеяна соя. Остальные лицей планирует постепенно ввести в сельскохозяйственный оборот, но процесс это длительный и весьма затратный. Сейчас на это расходуются внебюджетные средства, полученные в основном от реализации сельскохозяйственной продукции — мёда и продуктов переработки свинины — сала, котлет, пельменей, чебуреков, самсы. Все они продаются в магазине учебного заведения.

Лицей готовит мастеров сельскохозяйственного производства. И хорошо, что преподавателями спецдисциплин и мастерами производственного обучения там трудятся неравнодушные люди с большим опытом работы в этой сфере. Такие, как агроном Валентина Егоровна Цыплухина, инженеры Виктор Дмитриевич Лесков, Юрий Николаевич Бондаренко, Юрий Викторович Рафальский. В программе обучения много практических занятий, которые проходят в гараже, на подсобной ферме, на автодроме и в производственных мастерских.

Каждый год учащиеся разных курсов проходят учебную и производственную практику в учебном хозяйстве и крестьянско-фермерских хозяйствах Октябрьского района по месту жительства. В КФХ парней вначале обычно сажают в одну кабину с опытными трактористами и комбайнёрами-наставниками. Самым добросовестным и ответственным со временем могут доверить управление дорогостоящей современной техникой. Лучших — по окончании учёбы пригласить к себе на работу…

Не на тех гектарах пашете…

На практических занятиях в поле.

Но многие местные фермеры почему-то уверены в том, что лицей использует учебное хозяйство в большей степени не для обучения учащихся практическим навыкам, а для получения дополнительных доходов. Мол, для того, чтобы научить студентов одной группы управлять комбайном или трактором, большие земельные площади и не нужны. Для этого хватит и десяти гектаров.

Хотя, конечно, знать, как выращиваются другие культуры — кукуруза, ячмень, овёс и соя – современные сельскохозяйственные рабочие или будущие главы крестьянско-фермерских хозяйств тоже должны. И не только теоретически. И результаты своего труда (пусть пока «учебного») должны видеть воочию, понимать, как сработали, а где — не доработали.

Понятно, что при отсутствии собственных земельных участков в черте Амурзета на «Октябрину», что от районного центра в 50 (!) километрах, учащихся для практического обучения не навозишься. Отчасти и по этой причине основы профессиональных знаний учащиеся получают всё-таки не в поле, потому что свободных земель в черте Амурзета давно не осталось. Но для практического обучения будущих механизаторов несколько гектаров земли, наверно, всё-таки стоило бы поискать. Неужели не нашлось бы?..

Лицей отчитывается за засеянные и убранные гектары перед районным сельхоз­управлением, но официально в число сельхозпроизводителей не входит. Хотя учебное заведение и занимается реальным производством сельскохозяйственной продукции. Вследствие этого лицейских мастеров и преподавателей почти никогда не приглашают на обучающие семинары, которые проводятся совместно с представителями фирм, занимающихся реализацией современной сельскохозяйственной техники, гербицидов и минеральных удобрений. И самое главное — учебное заведение не имеет возможностей для обновления собственного машинно-тракторного парка и семенного фонда. Самые новые трактора и комбайны, которые оно имеет, — 2010 года выпуска. И то они были куплены благодаря финансовой поддержке в виде целевого гранта из федерального бюджета. В областном бюджете средств на эти цели для учебных заведений не предусмотрено.

В крупных местных КФХ техника и поновее, и посовременнее. И им нужны специалисты, которые могли бы на ней работать уже сейчас, а не доучиваться-переучиваться на хозяйской технике, ускоренно изнашивая её неопытным обращением…

В целях увеличения собственных доходов образовательное учреждение заключило договор с китайским обществом с ограниченной ответственностью «Золотая земля». Лицей пашет своей техникой арендуемые обществом земельные участки. Каждый год по договоренности с фермером лицей прессует соевую солому на полях КФХ Владимира Федорова. Печёт на продажу торты, пирожные и хлеб. На платной основе занимается курсовой подготовкой водителей. Учебное заведение готово сдать в аренду доильную установку «ёлочка», которую пока использует только в качестве учебного пособия. Но средств на дальнейшее развитие лицею всё равно не хватает.

Учиться, учиться и учиться… на гранты?

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Этим вопросом озабочен не только его нынешний руководитель Наталья Сычева. Не так давно у неё в гостях был начальник областного управления сельского хозяйства Максим Шупиков. Говорили на тему: может ли учебное заведение одновременно считаться сельхозтоваропроизводителем и пользоваться мерами поддержки, которые предоставляет им государство в виде субсидий на производство зерновых, овощей открытого грунта, на возмещение части затрат на приобретение элитных семян и на выполнение культурно-технических мероприятий.

К конкретному выводу, правда, так и не пришли: для этого нужны серьёзные экономические расчеты и правовая проработка вопроса.

Ещё одно возможное решение проблемы — дальнейшее участие многопрофильного лицея в конкурсах на получение новых грантов на развитие среди учреждений профессионального образования. Но грант сродни лотерее — его выиграешь или не выиграешь. А учить будущих механизаторов, растениеводов, животноводов и других надо каждый год, каждый день. А говорят, молодёжь-то на селе не держится — нет для неё работы…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *