Сухое слово похвалы, или КАК УЧИТЕЛЯМ ЕАО ОТБИЛИ ФАНТАЗИЮ

Сухое слово похвалы,  или КАК УЧИТЕЛЯМ ЕАО ОТБИЛИ ФАНТАЗИЮ

Фото: odysseyonline-img.rbl.ms

Более половины педагогических работников области испытывают затруднения в выражении и определении собственных эмоций

По результатам двухгодичного исследования сотрудника областного института повышения квалификации педагогических работников Татьяны Моисеевой, более 50% педагогических работников области испытывают затруднения в выражении и определении эмоций. Более того – многие учителя испытывают проблемы с воображением и фантазией! Это может негативно сказаться на их общении с учениками и общем качестве учебного процесса в ЕАО.

О результатах исследования и о том, как бороться с возникшей проблемой, «Биробиджанской звезде» рассказала сама Татьяна Моисеева.

 

В вакууме жизни нет

 — Татьяна Владимировна, откуда вообще возникла идея провести подобное исследование?

— Натолкнула на него меня моя новая работа в областном институте повышения квалификации педагогических работников. А до этого более 20 лет я работала в нашем областном вузе. Придя на новое место, первое, с чем я столкнулась, – это некий психологический вакуум у педагогов, которые проходили здесь обучение, а также сильно развитое неумение эмоционально себя регулировать. Я предложила педагогам исследовать их умение или неумение выражать свои чувства.

Есть в психологии такое понятие, как «алекситимия» – психологическое описание личности, характеризующееся в затрудненных определении и описании собственных эмоций и эмоций других людей. Такие люди плохо различают эмоции и телесные ощущения, как свои собственные, так и других людей. У них снижены способности к символизации, в частности, к фантазии, проявлению воображения. Они преимущественно фокусируются на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям. У них склонность к утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций. А работа без эмоций с детьми… Сами представьте такого учителя.

С применением особых тестов я два года подряд выборочно работала с учителями области, которые проходили в нашем институте курсы повышения квалификации. За это время набралось около тысячи опрошенных, то есть цифра, достаточная для исследования и выводов.

— И каковы результаты?

— А они таковы, что более 50% педагогических работников области имеют высокий уровень этой самой алекситимичности. Это очень тревожный факт. Я докладывала о результатах своего исследования на областном педагогическом совете, делала аналитическую справку для педагогического сообщества ЕАО.

Выражается это в сниженном умении педагога вести себя в школе как человек, то есть существо живое, эмоциональное, открытое. Зато присутствуют некая профессиональная зажатость, жесткие рамки дисциплины и ответственности, в которые вольно или невольно вгоняет себя практически каждый учитель.

 

Горе горькое

— Но эмоции могут быть и отрицательными – «взрывными». С детьми это опять же не лучший вариант. Какой «уклон» вернее?

— Вот пример: как учителя в школах чаще всего хвалят учеников? Зачастую односложно, скупо. Самое распространенное слово — «молодец». Вроде и приятно услышать в свой адрес: «Молодец, садись, пять», «Молодец, хороший ответ» и так далее. Но если проанализировать, это ведь слишком обобщенная, дежурная похвала, которая формирует пусть и положительную, но слишком общую самооценку у ребенка.

Ребенок начинает думать, что он вообще молодец, во всем, по жизни. Или у него возникает страх, что при неверном действии, при совершении ошибки он может разочаровать других. Это страх не оправдать ожидания, страх ошибок. И такая тревожность довольно избыточна у наших учеников. Одинаково горько плакать может и троечник после полученной «двойки», и отличник после единственной «четвёрки».

 

Равнодушию — бой

— Что же порекомендуете в подобных случаях молодым учителям?

— Похвала должна быть более конкретной, ее односложность нужно заменять. Не просто сказать «молодец» за хороший ответ по математике у доски, а сказать, например, «Очень хороший ответ! Я прямо удивляюсь твоим успехам по предмету. Ты в последнее время очень подтянулся, меня это радует». То есть учителю нужно показать ученику, что он эмоционально положительно реагирует на его хорошую учебу, говорит слова одобрения и поддержки.

У современных учителей, к сожалению, сейчас очень закреплена и развита тенденция оценивать, то есть давать какое-то уровневое значение знаниям ученика, что в балльной системе для выставления в дневник, что в устной похвале, предназначенной для конкретного ученика. Вот потихоньку, для самого учителя незаметно, эти мелочи тянут за собой и формализм в работе. Многие педагоги, положа руку на сердце, признаются, что его в их работе немало.

 

Всё дело в возрасте?

Стандартная похвала «молодец» — это еще говорит и об экономии энергии, которой у нынешних педагогов и так немного. О невозможности развить свои эмоции в отношении учеников – сил на это нет. В связи с перенапряжением на работе и многими другими факторами, с которыми сталкиваются педагоги в своей профессиональной деятельности, и в личной жизни, как все люди…

— В чем причины такого явления?

— Они могут быть связаны с типологией личности, с природными особенностями и с той средой, где ранее учился и работал педагог. На мой взгляд, одной из значимых причин можно назвать и возраст педагогов — в большинстве своем это учителя уже зрелых лет, предпенсионного и даже пенсионного возраста. «Вошел в класс – оставил все свои проблемы за его порогом» — такая установка долго внушалась и учителям, и ученикам. Дескать, в школе вы должны только учиться и учить, а все остальное – потом.

— Кстати, а насколько, согласно Вашему исследованию, скупы на эмоции молодые педагоги?

Молодые педагоги со стажем до пяти лет тоже подобным страдают, не сильно отличаясь от старших коллег, — таких, по результатам двухгодичных исследований, — 47%. Возможно, это связано с принятием модели поведения более зрелых педагогов-наставников, общей модели поведения учителей в школе, которая во всех школах довольно консервативна.

 

Болезни от нервов

— Сейчас в ходу выражения: «Ты меня бесишь», «Я тебя просто ненавижу». Зачастую столь резкая фраза — просто признак раздражения. А чем я тебя раздражаю? За что именно ты меня ненавидишь? Я не хочу с тобой ссориться — давай разберемся… Но это, кажется, для многих уже слишком сложно…

— Дома родители, боюсь, тоже такому способу уравнивания и предупреждения конфликтов не учат. Папа скорее скажет: «Он тебя бесит — поддай ему хорошенько!» Папа — авторитет для ребенка. А потом педагогам приходится растаскивать уже дерущихся мальчишек с применением физической силы. Ярость – процесс уже неконтролируемый.

Учителю не выраженные свободно эмоции, загнанные внутрь себя проблемы и вопросы, хронический стресс тоже здоровья не добавляют. Недаром медики говорят: «Гипертония — болезнь невысказанных эмоций».

— Не зря говорят: все болезни — от нервов…

Пресловутая головная боль, мигрени — частое явление у учителей. Все это результат умственного перенапряжения, переживаний, постоянных стрессовых ситуаций, большой рабочей нагрузки. Наши учителя стараются такие свои состояния не выказывать ученикам – это может быть расценено как признак слабости. Боятся со стороны класса получить «праздник непослушания». В результате порой педагог доводит себя до такого болезненно-раздраженного состояния, что начинает орать на детей… Все забывают, что учителя тоже люди и голова может болеть одинаково и у учеников, и у учителей. Думаю, в какой-то мере учителя и ученики наши… не доверяют друг другу.

— Татьяна Владимировна, как сами педагоги области восприняли такие заявления о них?

— Когда мы знаем, видим и, понимаем механизмы этого явления, мы можем начать его исправлять. Самое главное, что педагоги сами признают это и готовы учиться, чтобы поправить ситуацию. Школы области сейчас стали сами выходить со специалистами нашего института на связь. Мы применяем специальные тесты, организуем консультации, курсы для снижения уровня алекситимичности среди педагогов. Это сложная, но необходимая работа.

— Скажите, в этой работе Вы опирались на опыт других специалистов?

Такой информации я не нашла. Тема новая и, несомненно, интересная актуальная для современной школы. Вполне возможно, что я буду развивать ее дальше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *