Свет души

Свет души

Фото Олега Черномаза

Биробиджанская еврейская община «Фрейд» отпраздновала Лаг ба-Омер

Несмотря на попытки непогоды сорвать праздник, к назначенному времени в общинном центре стали собираться смельчаки – по-другому горожан, не побоявшихся выйти из дому под проливной дождь, не назовешь. Всего отметить еврейский праздник Лаг ба-Омер пришло около тридцати человек. Очень приятно было видеть среди них не только старшее поколение, но и детей, и молодежь. Узнать об истории и традициях еврейского праздника пришли также представители городского общества инвалидов.

В этом году община «Фрейд» и раввин ЕАО Эли Рисс подготовили не совсем обычную программу – они предложили прогуляться по «станциям».

Для самых маленьких участников праздника в зале общинного центра развернулась станция «Рукодельная». Мастерицы предложили детям своими руками изготовить небольшие подарочки для родных – сувениры из фетра с символом праздника – костром.

А в это время гости постарше собрались в молельном зале синагоги «Бейт Менахем». Здесь их ожидала станция «Познавательная». Об истории и обычаях Лаг ба-Омера поведал – нет, не раввин, а приглашенный гость – заслуженный учитель РФ, преподаватель Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема Борис Голубь.

– Я давно дружу с общиной «Фрейд» и раввином Эли Риссом, – сообщил он. – И поэтому, когда меня пригласили выступить сегодня с лекцией, я не смог отказать. Признаюсь, при подготовке мне пришлось и самому многое вспомнить, в том числе и события примерно двадцатилетней давности. Тогда у нас в областном центре заработал Биробиджанский еврейский народный университет, начали читать лекции о еврейской истории, традициях, обычаях. Тогда же впервые заговорили о еврейских праздниках. Эти курсы посещал и я. Так что накануне этого дня, покопавшись в своих архивах и книгах, я нашел много любопытной информации.

Борис Михайлович рассказал, что преподает в Приамурском госуниверситете курс топонимики, поэтому в силу своей профессиональной деятельности заинтересовался происхождением и значением названия праздника – Лаг ба-Омер. Своими открытиями он поделился с участниками «познавательной» станции.

Погружаясь в историю Лаг ба-Омера, Борис Голубь пришел к выводу, что это не просто один из самых древних и любимых еврейских праздников – он еще и общечеловеческий. И провел аналогии со схожими праздниками у других народов.

– Это своего рода праздник урожая, – рассказал лектор. – На второй день Песаха евреи приносили в Храм дар – сноп ячменя нового урожая. Это был первый омер. Начинался отсчет «дней омера». Всего 49 дней от Песаха до Шавуота – по числу дней от Исхода из Египта до получения Торы. На пятидесятый день в Храм приносили второй омер – сноп пшеницы нового урожая. Люди не знали, хороший или плохой урожай будет, поэтому семь недель – недель «трепета и страха», так их называют – молились Всевышнему о благоприятной погоде и достойном урожае. Так же поступают и другие народы. Человек трудом, потом и молитвой обеспечивает себе хлеб насущный.

Вспомнил Борис Голубь и о преданиях, окружающих этот праздник, в частности, об учениках рабби Акивы, о восстании Бар-Кохбы.

После познавательной лекции и творческой мастерской все гости праздника отправились в шаббатный зал, где развернулась станция «Развлекательная». Здесь их уже ждали музыканты – Александр Плечко, Валентин Ковтун и Александр Агеев, исполнившие известные еврейские песни.

– До этого вы слушали лекцию, которая дала вам пищу духовную. А сейчас отдыхайте, наслаждайтесь хорошей еврейской музыкой, – пожелал Эли Рисс.

В завершение гости праздника, невзирая на неутихающий дождь, исполнили одну из главных традиций Лаг ба-Омера: раввину все же удалось развести во дворе общинного центра костер, и горожане смогли подлить масло в огонь – в знак того, что каждый должен поддерживать свет в своей душе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *