Свет нельзя отнять

Свет нельзя отнять -  Художник Олег Чернов

Олега Черномаза

Художник Олег Чернов

Даже если весь мир погрузится во тьму, художник никогда не останется без света – он сам нарисует солнце…

Людям, которые не знают, для чего они живут, стоит посочувствовать. Они неспокойны, мечутся, не понимая, куда приткнуться и чему себя посвятить. Они, конечно, могут добиваться результатов, зарабатывать деньги и купаться в благополучии, но в благополучии зримом, осязаемом. Душевного же фундамента у них нет. 

Перед Олегом Черновым никогда не стояла проблема поиска себя. Чем себя занять, он знал с пятого класса, как только начал рисовать.

Сначала это было простое перерисовывание картинок и фотографий на листок бумаги. Потом ему стало интересно пробовать свои силы в копировании людей и явлений природы. Дальше – воплощал то, что просит душа, причем в самых разных формах. Среди его инструментария были не только кисти и краски. Деревянные дощечки, резак и наждак помогали ему рождать на свет причудливые фигурки, со своим характером, взглядом и ведомой только им одним собственной историей. Авангардной резьбой по дереву он увлекся не на шутку. Больше всего в авангардизме его привлекало то, что можно не стесняться в формах и средствах выражения, изображать действительность так, как ее чувствуешь.

 Пристрастие к авангардизму Олег объясняет своими корнями. Родом он из простой семьи. Мать была нянечкой в детском саду, а отец всю жизнь проработал сварщиком. Однако по маминой линии есть предок – известный художник, основоположник авангардизма – Василий Кандинский. 

Был ли виновником нестандартного таланта Олега далекий предок или нет, не столь важно. Главное, что он ни на секунду не сомневался в том, что хочет посвятить свою жизнь творчеству. 

Несмотря на то, что, закончив школу, Олег пошел учиться в техникум легкой промышленности, художества он не забросил. В студенческие годы оформлял стенгазеты, делал плакаты, творил дома. В армии его талант тоже пришелся кстати. Там он занимался оформительскими делами, расписывал уголки, обустраивал ленинские комнаты и прочее. А вот придя из армии, пришлось немного «попотеть», занимаясь не тем, чем хотелось. Полгода хватило его терпения, чтобы работать на чулочно-трикотажной фабрике. Шум и гам, выполнение механических действий, в которые не надо вкладывать ни ум, ни душу, – выше сил творческого человека. 

К этому времени у Олега уже было много работ – как живописи, так и резьбы по дереву. Местные художники были наслышаны о самородке и по достоинству оценили его творчество. Именно они посоветовали ему поехать в Благовещенск, чтобы поучиться на художественно-графическом отделении. Поступил Олег без проблем, сразу на второй курс. Закончил училище без единой тройки. Дальше – художественно-графический факультет Хабаровского пединститута, преподавательская деятельность в Биробиджанском культпросветучилище, преподавание в художественной школе, а параллельно, в свободное от работы время, создание новых, ни на что не похожих деревянных фигурок. 

Когда в Хабаровском крае начало создаваться отделение Союза художников России, Олег решил вступить в него. Для этого он, как и другие художники области, должен был отправить копии своих работ в Москву. Когда папки кандидатов вернулись из столицы, его работ среди них не оказалось. Они просто исчезли, растворились, как и возможность вступить в Союз художников. Известие это не могло не огорчить Олега, однако не настолько, чтобы долго грустить. «Вот если бы меня и вовсе лишили возможности творить, тогда да, это потеря, а так… Ничего страшного!» – говорил себе неунывающий художник. 

***

Алчные натуры и злые языки способны сильно ударить по рукам творца и лишить вдохновения. Но не навсегда. Внутренний свет, данный художнику самим Богом, нельзя отнять. 

Порою творческий человек оставляет любимое дело на очень долгий срок. Но как бы он ни пытался занять себя чем-то другим, что-то загнанное внутрь будет стонать и молить о возвращении к жизни. Когда сопротивляться уже не будет сил, художник снова возьмет в руки кисть и начнет творить.

К сорока годам Олег не раз проводил персональные выставки. Его работы выставлялись как в областном центре, так и за его пределами. С успехом прошла выставка в Хабаровске. Авангардная резьба по дереву и живопись понравились посетителям. Многие состоятельные люди предлагали Олегу купить его работы за немалые деньги. Но ему пришлось отказать, ведь дальше его ждала персональная выставка в Новосибирске. Туда Олег отправил более шестидесяти работ, но, как оказалось, безвозвратно. Человек, предложивший Олегу организовать выставку, исчез вместе со всеми творениями художника. Показ в Новосибирске так и не состоялся.

Столько лет Олег работал над созданием своих фигурок! Столько души и жизни было вложено в них! Бессонные ночи, мучительные поиски идеального варианта, его счастливое нахождение – ничего больше не было! Как будто не стало и его самого. Художник перестал рисовать и забросил резак. Десять лет в его жизни не было ни единого мазка, ни одной деревянной фигурки…

Теперь Олег Чернов на пенсии. Свободное время он посвящает своим любимым занятиям: зимой катается на лыжах, а летом – рыбачит. Каждое утро совершает пешие прогулки по городу. Наслаждается природой и радуется жизни. Чего-чего, а умения находить счастье в обыденном у него не отнять. Наверное, поэтому в свои шестьдесят с хвостиком он выглядит лучше иного сорокалетнего! 

И все-таки что-то не давало покоя, ныло в душе. «Я хочу вновь рисовать», – зазвучало наконец в его голове. В один из ноябрьских дней прошлого года он взял в руки карандаш. 

Сейчас Олег занимается реалистической живописью. Говорит, что и к авангарду может снова прийти, но уже в какой-то другой интерпретации. «Разрисоваться надо сначала», – улыбаясь, признается художник. В его мастерской совсем немного работ, но те, что есть, наполняют ее каким-то необъяснимым светом и теплом. Когда смотришь на его картины – добрые, чистые, воздушные – забываешь, что находишься в темном полуподвальном помещении. Кажется, даже если весь мир погрузится во тьму, художник не останется без света – он сам нарисует солнце.

***

Тот, кто в этой жизни нашел себя, всегда на порядок выше и счастливее других. Однако преданное следование своему пути – вовсе не безоблачное путешествие. Случается отказываться от чего-то, а бывает и от кого-то….

 Мастерская Олега – это не только место, где он творит. Это его жилище. Денег художник не скопил, на квартиру не заработал. Когда у него интересуешься, не жалеет ли, что так вышло, с искренним недоумением он спрашивает в ответ: «О чем?», и добавляет: «Да что жалеть? Значит, так надо. На материальные вещи я смотрю так: есть – хорошо, нет – и не надо. Жалею только о том, что высшую художественную школу не окончил и не стал настоящим художником, которым мог бы стать. А квартира… Мне одному много ли надо?»

Когда-то у него была жена. Уже давно она вместе с дочерью живет в другом городе. Несмотря на развод, Олег с теплотой вспоминает бывшую супругу. А вот про новую пока и не думает. Во-первых, привести некуда. Ну а, во-вторых, он только вернулся к творчеству – ему разрисоваться надо…

 

Это интересно

Авангардизм – движение художников XX века, для которого характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями и поиску новых, необычных содержания, средств выражения и форм произведения, взаимоотношения художников с жизнью.
Авангардисты понимают искусство как магическое средство воздействия на социальное устройство общества.
Одним из представителей авангардизма в России был Василий Кандинский. Имя художника связано с зарождением абстракционизма. Он был его основоположником. Свои пейзажи художник писал крупными пятнами, ограничивая каждое темным контуром.
Другим представителем авангардизма является Казимир Малевич. Этот художник создавал насыщенные интенсивным цветом композиции, в которых предметная форма конструировалась из цилиндрических и конусовидных элементов.
Малевич пытался разработать собственную систему абстрактного искусства, основанную на комбинировании на плоскости простейших геометрических фигур, окрашенных в контрастные цвета. Самое известное произведение художника – «Черный квадрат». Эта работа стала своего рода манифестом беспредметного искусства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *