Светлана Васильева: Театр воспитывает красотой и сказкой

Светлана Васильева: Театр воспитывает красотой и сказкой

Фото из личного архива Светланы Васильевой

2019 год объявлен Годом театра. В нашем городе есть единственный профессиональный театр, который пользуется популярностью среди детей, – театр кукол «Кудесник».

Но является ли он только детским? И что скрывается за кулисами?  Об этом нам рассказала директор театра Светлана Васильева

– Светлана Валентиновна, сейчас Ваши артисты отправились на гастроли в Приморье, в Находку. Расскажите, что это за гастроли.

– Мы ежегодно организовываем гастрольный обмен. То есть к нам приезжает со своей постановкой какой-то театральный коллектив, с которым мы поддерживаем творческие связи, а мы уезжаем к ним и работаем там. В основном мы выступаем в детских дошкольных учреждениях. В марте прошлого года мы ездили в Якутию, в Нерюнгри, также с обменными гастролями. Так как 2019 год объявлен Годом театра и по всей стране идет театральный марафон, мы хотим поддержать эту традицию своими выступлениями в других городах.

– Насколько часто обновляется репертуар «Кудесника»?

– Раньше максимум ставили два спектакля в год либо один шел новый, а другой – из старого репертуара. Когда я пришла в июне 2017 года в театр кукол на работу, я понимала, что этого мало. Учитывая, что театр находится в маленьком городе, новые спектакли зрители быстро просматривают, а потом к ним падает интерес. Тогда надо снимать их с показа на некоторое время и дожидаться, когда подрастет следующее поколение деток.

Мне же хотелось, чтобы к нам приходило больше людей. В прошлом году мы поставили пять спектаклей. В этом году планируется столько же. Из них три пьесы готовим мы сами, за наш счет.

– Ваш театр участвует в каких-то конкурсах, федеральных проектах?

– Уже третий год мы получаем федеральные субсидии на свои проекты. В первый раз – в проекте для театров, которые находятся в городах до 300 тысяч жителей. Тогда мы поставили сказку «Гном Бом и волшебная книга». В прошлом году на субсидию по поддержке кукольных театров хабаровский режиссер поставил у нас спектакль «Анчутка». В этом году мы ставим целых два спектакля на еврейскую тематику. Один детский – «Птичка Алефиз старого граммофона». Второй спектакль, который называется «Шолом, солдат!», мы хотим попробовать поставить… для взрослых. В нем будет рассказана история о «николаевском» солдате, который отслужил в царской армии более 25 лет. Вот такой был «царский призыв»! То есть уходили в армию совсем юными парнями, а возвращались уже почти стариками. Герой забыл свой родной дом, у него умерли родители, куда-то пропали сестры. Но он помнит свое родное местечко, и сердце приводит героя туда, где он родился.

– Очень необычная тема! Полагаю, взрослые будут с интересом приходить на такой спектакль.

– Вот что мне нравится в еврейской литературе, так это то, что герои не плачут и не рыдают из-за проблем. Они смотрят на это сквозь юмор и улыбку. Что Бабеля почитать, что Шолом-Алейхема… Великолепная литература!

Мы хотим сделать этот спектакль кукольным. Уже договорились о сотрудничестве с режиссером и художником из Санкт-Петербурга. Они придумают оформление к этому спектаклю, поставят, поработают с нашими ребятами. Так что, думаю, осень у нас будет насыщенной.

У нас нет в названии театра слова «детский». У нас театр кукол «Кудесник». А значит, что мы можем приглашать к нам и взрослых зрителей, и молодежь. То есть мы можем задействовать разные категории людей. Такая возможность появилась у театра за счет участия в проектах по техническому оснащению детских и кукольных театров. Это очень хорошо, что в нашей стране обратили внимание на маленькие театры, которым, на самом деле, очень трудно выживать.

– В театре кукол «Кудесник» артисты с самого начала пользовались таким приёмом: на сцене появлялись не только куклы, но и живые актеры. Сохранилась ли эта особенная черта?

– Мы всегда стараемся делать так, чтобы актеров знали в лицо. Но спектакли и куклы бывают разные. Раньше в «Кудеснике» в основном работали с тростевой куклой – тогда актер работает за ширмой. Но и здесь сюжет строится так, чтобы актеры могли вживую пообщаться с детьми. Мы стараемся не прятать наших артистов, продумываем живой пролог, включаем в спектакли игры и активизацию зрителей. Сейчас у нас в репертуаре спектакли с планшетными куклами, в этом случае актеров видно полностью, и здесь уже от его мастерства зависит, на кого будут смотреть зрители: на него или на куклу. Есть паркетные куклы – они большие, и ими иногда управляют по три человека. Есть куклы-маппеты, у которых смешно открывается рот, и перчаточные куклы, которые можно изготовить самим дома. Я стараюсь, чтобы наши спектакли были разнообразными и в куклах, и в сюжетах, и в режиссерских разработках.

– А Вы уже опробовали свои идеи на более взрослом зрителе в Биробиджане?

– Спектакли специально для взрослых мы пока не ставили. Но все наши спектакли созданы для семейного просмотра. Также мы проводим экскурсии по театру, на которые приходят не только младшие школьники, но и молодежь 14-15 лет. Они с удовольствием играют нашими театральными куклами и смотрят спектакли для самых маленьких со счастливой улыбкой на лице. Например, спектакль «Котенок по имени Гав» вызвал у них бурю детских воспоминаний, хотя сами они еще, по сути, дети.

– Не мешает ли руководящая должность творческому самовыражению?

– Большую часть жизни я работала режиссером массовых праздников, около пяти лет руководила еврейским театром «Когелет», затем создала театр современной пьесы. С 2017 года я руковожу театром «Кудесник». Директор – это хозяйственник, документы, отчеты, закупки и т.д., и т.п… Я очень хотела поставить спектакль «Шолом, солдат», потому что пьеса и тема, раскрытая в ней, мне интересны, но поняла, что я просто «разорвусь» или буду жить в театре, а у меня есть семья. Хорошего режиссера-кукольника очень трудно найти, таких специалистов в стране очень мало. Потому актеры театра сами ставят спектакли, и у некоторых получается достаточно неплохо. Мы вместе выбираем пьесу, вместе дорабатываем её, вместе разрабатываем оформление, кукол, а дальше ребята работают как режиссеры сами. Посмотрим, кто лучше будет справляться, того и поставим режиссером театра.

– Есть маленькие дети-непоседы, которые не могут высиживать долгие представления. Учитывается ли это при создании новых спектаклей?

– Мы, когда ставим спектакль, не просто сами себе показываем историю. В любом случае мы стараемся делать так, чтобы куклы обращались к детям, чтобы дети крикнули из зала «да!», похлопали в ладоши или ответили на какой-то вопрос.

У нас в любом случае с залом есть контакт, поскольку в спектакли включены игровые элементы, когда детям даётся возможность попрыгать или потопать. Мы не ставим большие спектакли для детей. Для малышей длительность – максимум 30 минут. Для детей постарше – на пять-десять минут больше. Мы учитываем, какого зрителя принимаем.

– Я сейчас подумала: если благодаря новым спектаклям взрослые чаще будут приходить в кукольный театр, то ведь они, наверное, затем станут чаще приводить с собой детей?

– Молодцы те родители, которые и детей в театр приводят, и сами смотрят представления с интересом, и детям что-то объясняют! Мне очень нравится, когда зрители приходят семьями. Мамы, конечно, детей приводят чаще, но папы в зале тоже есть. Например, к нам приходит одна семья, где девочка очень сильно полюбила сказку «Котенок по имени Гав». И все время, когда мы его показываем, они приходят. Причем приводит девочку папа.

– И наивный вопрос напоследок: театр кукол – это развлечение или особое искусство?

– Театр воспитывает красотой и сказкой, вежливым обращением. Поэтому я всем своим сотрудникам говорю: «Неважно, какой человек придет, разные родители бывают. Всегда улыбайтесь. У нас все держится на улыбке, все на позитиве!»


Алёна ШОТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *