СЯДЕМ, ПОЕДЕМ на Дальний Восток…

СЯДЕМ, ПОЕДЕМ  на Дальний Восток… - Биробиджан бывает удивительно красив, но с таких ракурсов не каждый его видит – обзорную площадку нигде так и не оборудовали.

Фото Алексея ТЩЕДУШНОГО

Биробиджан бывает удивительно красив, но с таких ракурсов не каждый его видит – обзорную площадку нигде так и не оборудовали.

Приближающаяся пора летних отпусков, а также школьных и студенческих каникул вновь поднимает вопрос: где будем отдыхать, чтобы удобно, интересно и ненакладно?

Существует ли реальная возможность сделать из ЕАО или отдельно взятого города Биробиджана успешный туристический проект

Чтобы как можно точнее ответить на этот вопрос, надо обозначить для себя все наши минусы и плюсы. Сперва о плюсах, чистая логистика и экономика:

а) Еврейская автономная область компактна: если задаться целью познакомиться именно с ней, регион нетрудно объехать за стандартный десятидневный тур;

б) через всю область проходит Транссиб, рядом – Хабаровск с международным аэропортом, который сейчас модернизирует южнокорейская компания – есть перспективы увеличения зарубежного турпотока, часть которого может быть привлечена в ЕАО;

в) Еврейская автономия на Дальнем Востоке до сих пор воспринимается как экзотика – это важный козырь формирования привлекательного имиджа. Другие регионы ДФО «настоящей еврейской страны в тайге» предложить не могут;

г) Биробиджан – город компактный и недорогой. Это удобно для малобюджетного, внутреннего туризма.

Теперь перейдём к минусам, которые имеются в любом проекте. Удивительным, и во многом роковым, образом они выходят из того, что… принято считать нашими «плюсами»:

а) по существу, только инфраструктура Биробиджана более-менее «тянет» на удовлетворение потребностей современных туристов;

б) область компактна, имеет разветвлённую дорожную сеть и теоретически должна быть удобна для автотуризма. Но состояние региональных, тем паче внутрирайонных дорог мы сами ругаем регулярно;

в) Биробиджан – город недорогой, но дорога до него дешёвой не бывает: уж больно велики расстояния и цены на билеты из любого конца страны и даже ближайшего зарубежного аэропорта – скажем, из КНР или Южной Кореи. Прилетевший в Хабаровский аэропорт турист (наш или зарубежный), вероятней всего, основную часть отпускного времени в Хабаровске и проведёт. Многим удобней приехать оттуда в Биробиджан на день, пройти по наиболее известным туробъектам, пофотографировать и… уехать назад в Хабаровск в уже снятый отель. Нередко так и происходит;

г) для европейцев, американцев, жителей стран Азии и наших сограждан из западной части России еврейская страна Израиль гораздо известней, убедительней, комфортней, да и ближе.

На взгляд автора этих строк, существующие минусы в развитии въездного в ЕАО туризма особо опасны тем, что они являются и обратной стороной гипотетических преимуществ. И, следовательно, неустранимы.

Один из мотивов приехать в Биробиджан из-за границы – ностальгия уехавших когда-то, покинувших эти края. Но местное население за три десятка лет «уездов» и само изменилось, и продолжает также уезжать (пусть уже по несколько иным, преимущественно, «адресам»), и активно заменяется новыми людьми с иным менталитетом. Старых знакомых давно не бывавшему в Биробиджане уже трудно отыскать.

Привычные улицы, здания, другие материальные приметы сносятся, перестраиваются – и не всегда бережно и разумно, если говорить о сохранении знакомых примет для ностальгирующих гостей. Город на Бире славился густой зеленью своих улиц, чистыми водоёмами, естественными зарослями, сохранёнными в городской черте, но первые уже основательно «прорежены», а вторые – где пересохли, где загрязнены и заболочены необратимо.

Не став гиперсовременным и суперкомфортным, город – дитя первых пятилеток – утратил аромат стиля ретро, и не видно последовательных и действенных попыток (кроме устных призывов) сохранить этот его стиль. Новостройки более в стиле небольших новых китайских городов, чем в стиле русской архитектурной школы.

Простите, но за возможность взглянуть на это ни азиатский, ни российский коммерческий турист платить не будет. Нужен принципиально новый подход к развитию Биробиджана, всей ЕАО, как туристически привлекательной территории. Подход этот должен быть творческим и разумным, не чураться даже «сумасшедших», но добрых идей, а самим местным жителям должно хватать воли быть и жить по-своему и не позволять кому-то считать себя осколком иной страны или курьёзом истории.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

… а дома — лучше

Большая часть наших сограждан предпочитает в этом году отдыхать в пределах России

По сообщениям Interfax-Russia.ru, ссылающегося на данные онлайн-сервисов бронирования авиабилетов, больше половины проданных билетов приходится на внутрироссийские поездки – это 60%.

Наибольший рост турпривлекательности среди регионов зарегистрирован в Крыму — на 37%.

Об этом сообщила в последнюю неделю апреля на заседании координационного совета по развитию туризма при правительстве руководитель Ростуризма Зарина Догузова.

Также в лидерах по востребованности у туристов на ближайшие три месяца Краснодарский край, Калининградская область, Карелия, Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Ставропольский край.

Как видим, абсолютное большинство привлекательных регионов – южные или олицетворяют собой нашу «домашнюю Европу» (Петербург, Калининград). Исключение – Карелия, но и там в основном предпочитают южные районы «палаточные туристы», а также «духовный» и познавательный туризм на северном Валааме. Это специфический выбор, и его не предпочтут те, кто полюбил пляжи Турции, отели Египта, курорты Вьетнама и китайского Хайнаня.

Кстати, еще пару лет назад эксперты турбизнеса отмечали: из въезжающих в Россию зарубежных туристов до 90% предпочитают Москву и Петербург – это и города-бренды, и уровень их значения – мировой, и сервис соответствует этому уровню. А, например, во Владивостоке картину может сильно поменять один-единственный дополнительный корабль с зарубежными туристами, после чего можно рапортовать о мгновенном увеличении турпотока на десятки процентов.

В то же время современные позиции туристической отрасли оцениваются в Ростуризме как позитивные. Там даже рассчитывают на удвоение экспорта туристических услуг и увеличение вклада туризма в ВВП до 5% к 2025 году.

Вениамин РЕЙНЕР

по материалам российских СМИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *