Так начинался Биробиджан

Так начинался Биробиджан - Октябрьская улица Биробиджана

Фото из открытых источников

Октябрьская улица Биробиджана

В середине 1930-х годов в  областном центре проживало более семи тысяч человек, а на каждого жителя приходилось от полутора до двух с половиной  квадратных метров жилья. Жилищное строительство не поспевало за ростом населения. И не только жилищное

(Окончание. Начало в № 10)

 Где приезжих размещать?

 

Строящаяся будущая область привлекала много приезжих. Ежедневно железнодорожная станция продавала до 200 билетов. Тех, кто приезжал в город всего на несколько дней, негде было разместить – гостиницы в Биробиджане не имелось. И только в 1936 году было запланировано строительство гостиницы примерно на 60 номеров – кирпичное трех-этажное здание с высотой внутренних помещений три с половиной метра, с центральным отоплением. Но до начала 1937 года к строительству так и не приступили. ГОСТИНИЦА БЫЛА ПОСТРОЕНА ЛИШЬ В 1938 ГОДУ, ПРИЧЕМ СОВСЕМ НЕ ТАКАЯ, КАКАЯ ПОНАЧАЛУ ПЛАНИРОВАЛАСЬ. ЭТО БЫЛО ДВУХ-ЭТАЖНОЕ ЗДАНИЕ НА 25 НОМЕРОВ БЕЗ ВОДОПРОВОДА И КАНАЛИЗАЦИИ. К установке коммуникаций приступили только в 1939 году.

В 1960 году в гостинице имелось уже 35 номеров на 72 места, при гостинице появился ресторан.

 

Как решался жилищный вопрос

 

В середине 1930-х годов средняя жилплощадь на одного человека в строящемся Биробиджане составляла не более трех с половиной квадратных метров, но чаще всего, и это подтверждают архивные данные, на каждого проживающего приходилось от полутора до двух с половиной квадратных метров. Например, в мае 1936 года в доме № 79 по ул. Постышева (нынешняя улица Ленина) на девяти метрах жилой площади проживало девять человек!

В конце 1934 года в Биробиджане насчитывалось 7200 жителей. Предполагалось, что в 1935-м население областного центра возрастет в несколько раз, а значит, увеличится и потребность в жилой площади. К тому времени жилищный фонд поселка составлял 24 с половиной тысячи квадратных метров, и это не могло удовлетворить потребности вновь прибывающего населения.

В связи с этим было решено за счет удешевления стоимости строительства жилых помещений увеличить объем строительства новых домов для переселенцев-кустарей. Поэтому начали строить в 1937 году двухэтажные дома исключительно по утвержденному проекту – четырехквартирные, сметной стоимостью в 78 000 рублей. Вместо полной внутренней штукатурки и всех малярных работ стали штукатурить только потолки и комнатные перегородки, проводить грунтовку площадей, подлежащих покраске. ГЛАВНОЕ – ПОСТРОИТЬ БЫСТРЕЙ И КАК МОЖНО ДЕШЕВЛЕ.

В итоге были построены по два двухэтажных деревянных четырехквартирных дома для артелей «Найе Вег», «Работница», «Пищепром», «Кирпичики», «Вперед», «Колесо революции», «Фанзавод». По одному такому же дому  для артелей «Строитель», «Культура и галантерея», «Комсомолец», «Деталь». Восемь  домов получила  артель им. Димитрова, семь – артель «Вторая пятилетка».

Также необходимо было достроить по одному двухэтажному восьмиквартирному дому для артелей «Колесо революции», «Пищепром», «Химхозпродукт», «Свой труд» и один одноэтажный двухквартирный дом для артели «Вперед». Помимо жилых домов    строились сараи, колодцы и благоустраивались придомовые территории.

 

Меньше зарплата – ниже квартплата

 

В 1936 году для рабочих и служащих была утверждена КВАРТПЛАТА. Взималась она из расчета за один квадратный метр жилплощади один раз в месяц и ЗАВИСЕЛА ОТ ПОЛУЧАЕМОЙ ЗАРПЛАТЫ. Например, при заработке в 150 рублей оплата одного метра жилья составляла 44 копейки. При этом действовала система  скидок: для домов без водопровода и канализации – 10 процентов, без электричества – 5 процентов, если не было кухни, скидка составляла 30 процентов. Наполовину меньше платили за полуподвальные помещения. Были и скидки для бывших партизан, красноармейцев. А вот для высокооплачиваемых ответственных политработников была утверждена особая квартплата. Так, работник с заработной платой от 325 до 350 рублей платил за один квадрат 50 копеек, свыше 800 рублей – 1 рубль 32 копейки.

 

Где эта улица, где этот дом

 

В середине 1930-х годов из-за бесплановой застройки города многие дома, расположенные на одной улице, часто имели одинаковые номера, а  нумерация домов нередко не соответствовала действительности. Поэтому остро встал вопрос о нумерации домов и наименовании улиц. Было запланировано в период с 25 по 31 октября 1936 года дать названия всем безымянным улицам, переулкам  и площадям Биробиджана. Горкомхоз – городское коммунальное хозяйство – обязали до 10 ноября провести нумерацию домов по вновь названным улицам, переулкам и площадям.

К этому вопросу вернулись в 1938 году. 28 июля на заседании президиума Биробиджанского городского Совета депутатов трудящихся было принято решение: «…Ввиду отсутствия генерального плана застройки и планировки города, что не дает возможности произвести точную разбивку города на кварталы и участки, и в целях упорядочения и установления единой нумерации домов, президиум постановляет: 1. Временно, ДО ПОЛУЧЕНИЯ ГЕН-ПЛАНА ЗАСТРОЙКИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА, УТВЕРДИТЬ ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ПРОЕКТ ГОРКОМХОЗА О ВВЕДЕНИИ ЕДИНОЙ НУМЕРАЦИИ ДОМОВ В ЧЕРТЕ ГОРОДА, предусматривающий направление нумерации по улицам: Калинина, Ленина, Партизанской и Советской с запада на восток. Принять направление нумерации по улицам Волочаевской, Пушкинской, Октябрьской, Урицкого, Димитрова и Швейному переулку с северо-запада на юго-восток. 2. Установить, что расположение нумерации должно быть по левой стороне каждой улицы: начиная с первого номера – нечетные, по правой стороне каждой улицы, начиная со второго номера – четные».

 

Без мелиорации никак

 

Большая часть будущего города, которая начала застраиваться в середине тридцатых годов прошлого века,  располагалась в низменной, отчасти заболоченной и заливаемой во время подъема реки Биры территории, поэтому некоторые объекты строились и перестраивались годами. Например, «Биробиджанстрой» в августе 1936 года не мог продолжить строительство детских яслей из-за того, что отведенный участок под строительство этого объекта находился под водой и все пути подъезда к участку были отрезаны. К тому же установленный в 1935 году фундамент (деревянные стулья) и уложенный нижний венец (обвязка) от плохого состояния грунта окончательно деформировались и подлежали переделке.

Дальнейшая застройка без проведения минимальных мелиоративных работ и гидротехнических сооружений стала невозможна. Поэтому в том же 1936 году на осушку 500 гектаров площадей, застраиваемых в первую очередь, а также устройство дамбы протяженностью до трех километров, предполагалось затратить 750 тысяч рублей.

В 1937 году по ходатайству города СТРОИТЕЛЬСТВО ДАМБЫ ВДОЛЬ БИРЫ протяженностью 8 километров, которая уберегла бы город от угрозы затопления, ВКЛЮЧИЛИ В ПРОЕКТ МЕЛИОРАЦИИ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ СССР. Общую стоимость выполнения проекта утвердили в сумме 5,5 миллиона рублей, из которых пятая часть  выпадала на долю Биробиджана. Вопрос о дамбе в дальнейшем поднимался не один раз, ее строительство включалось в титульные списки строительства народного хозяйства ЕАО, почти ежегодно выделялись средства на поддержание дамбы в соответствующем состоянии.

 

Полмиллиона на километр дороги

 

Еще одной бедой города были разбитые дороги – они парализовывали движение транспорта, задействованного на строительстве, затрудняли само строительство и одновременно являлись рассадником грязи и антисанитарии. Ежегодно для приведения улиц в надлежащий вид копали канавы, засыпали лужи, пади и т.д., строили деревянные тротуары «простейшего типа – пластины на лежнях», мостки через канавы. Только за 9 месяцев 1939 года было построено 3 635 погонных метров деревянных тротуаров.

Например, в отчете о дорожном строительстве за 1932 год содержится информация: «Выполнено: прокопаны канавы по старым улицам Октябрьской, Постышевской; прочищено старых канав по тем же улицам 1 363 погонных метра; засыпаны лужи у столовых № 1, 5, горсовета, «Дальпушнины», засыпаны пади у больницы по Партизанской улице; построено деревянных тротуаров 25 погонных метров; начата постройка правильной дороги по Партизанской улице и на базарной площади, для чего выкопаны треугольные канавы 465 погонных метров; осушены впадины –  одна у столовой № 1, другая на базарной площади; построены мостки через канавы у переселенческого пункта на углу Постышевской и Октябрьской улиц…».

В 1938 году был построен силами работников предприятий участок дороги от улицы Димитрова  до обозного завода. ЗА ОТЛИЧНУЮ РАБОТУ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ СВОЕГО УЧАСТКА ДОРОГИ КОЛЛЕКТИВ ШВЕЙНОЙ ФАБРИКИ БЫЛ ПРЕМИРОВАН ГРУЗОВОЙ АВТОМАШИНОЙ ГАЗ.

Попытки проведения городских дорог без твердого покрытия не дали положительных результатов, так как подпочвы представляли собою плавуны. В связи с этим необходимо было на всем протяжении прокладываемых дорог выбрать «корыта» до грунта, вывезти плавуны и засыпать образованные «корыта» более прочной породой и только после этого приступать к  мощению дорог. Строительство одного километра такой дороги обходилось от 450 до 500 тысяч рублей.

 

***

В 1930-е годы одновременно строились такие крупные объекты государственной промышленности, как обозный и ремонтно-механический заводы, швейная фабрика, типография и др. Ежегодно в титульные списки строительства включались новые объекты здравоохранения, социально-бытового, культурного назначения, промышленные предприятия,  увеличивались капиталовложения на благоустройство города.

Так, шаг за шагом, с немалыми трудностями, рождался наш город.


 

Людмила Стокоз, начальник отдела информации, публикации и научного использования документов Государственного архива ЕАО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *