Такие разные — и все-таки вместе

Последнюю  тысячу лет  еврейское  общество  делится на  ашкеназов и сефардов.

Стараясь  сохранить свою   уникальность, эти   этнические группы   имеют  значительные  различия  в  культуре,  языке  и  нюансах религиозных  обрядов.Попробуем   вникнуть в  оттенки  обычаев и   психологии   двух общин,  сотни   лет живших   раздельно

 

Происхождение

 

«Сфарад» на иврите означает «Испания», «Ашкеназ» – «Германия». Сефардские евреи – выходцы с Иберийского полуострова. После изгнания еврейской общины из Испании и Португалии в конце XV века они рассеялись по всему Средиземноморью и постепенно смешались с местными евреями, издавна жившими в Северной Африке – Марокко и Тунисе. На своем пути с запада на восток сефарды оседали в Италии, Греции и Турции, а многие добрались и до Эрец Исраэль. Сейчас сефардами часто называют не только потомков выходцев из Испании, но и всех евреев с востока – Ирака, Ирана, Средней Азии.

Ашкеназы, к которым принадлежит большая часть евреев России,  – потомки еврейского населения германских земель средних веков. Это большинство евреев Западной и Восточной Европы. Ашкеназы двигались из Германии на восток – в Польшу, Прибалтику, на Украину, в Белоруссию и другие губернии Российской  Империи.

 

Язык

 

Всего несколько поколений назад большинство ашкеназов – до Холокоста – говорили на идише, возникшем на основе немецкого, а сефарды – в основном на ладино, выросшем из испанского.

Уже в 1970-е годы на ладино говорило всего 360 тысяч евреев, из них 300 тысяч жили в Израиле. Со временем он перестал быть разговорным, законсервировался и превратился в литературный язык. В устной же речи восточные сефарды использовали разговорный вариант ладино – джудезмо. Сегодня на ладино чаще поют, чем говорят. В то время как идиш завоевывает все больше поклонников по всему миру, его изучают и преподают в школах и университетах разных стран.

 

Внешность

 

Ашкеназы описываются, как правило, как круглолицые, светлокожие, а часто и светлоглазые евреи. Среди сефардов процент светловолосых ниже, чем среди ашкеназов, но выше по сравнению с арабами и другими азиатскими группами. Однако в целом нет четких критериев, по которым можно установить, какие внешние различия имеют ашкеназы и сефарды. Глядя на фото человека в современном костюме, едва ли можно сказать, ашкеназ это или сефард. А вот в прошлом принадлежность к той или иной общине можно было определить по одеянию – сефарды, находясь среди мусульман, одевались так же, как приверженцы ислама, а религиозные ашкеназы до сих пор носят одежду, сшитую по европейском моде XIX века.

 

Традиции

 

Суть иудаизма одинакова для всех евреев, но все же есть некоторые различия в соблюдении традиций у ашкеназов и сефардов. Так, например, различается религиозная практика и религиозные авторитеты, устройство синагог. В Израиле ашкеназы и сефарды имеют отдельные синагоги и собственное самоуправление, причем есть одновременно и два верховных раввина.

Сефарды могут есть на Песах рис, фасоль и семечки, что категорически запрещено ашкеназам. В день перед свадьбой у ашкеназов принято поститься, а у сефардов такого обычая нет. Что ж, различия между ашкеназами и сефардами есть, но нельзя назвать их существенными. Если, к примеру, еврей-ашкеназ попадет на одну из трех ежедневных молитв в сефардскую синагогу, никаких трудностей он не встретит и освоится мгновенно.

 

Кулинария

 

Безусловно, в зависимости от места проживания евреи имели разные вкусовые предпочтения. Некоторые из блюд, которые обычно считаются «еврейскими» – фаршированная рыба, куриный бульон, кишкэ, картофельный и макаронный кугель, кнейдлах, клецки и рубленая печень, – все это ашкеназская кухня. У сефардов совсем другой набор предпочитаемых блюд, очень хорошо сдобренных приправами и зеленью, – мафрум, шакшука, храйме, кубэ и самбусак. Ашкеназы в субботу днем на вторую трапезу едят чолнт, а сефарды называют это блюдо хамин, добавляя в него много пряностей, специй и обязательно яйца.

 

Музыка

 

Если бы вы жили в еврейском местечке Восточной Европы – штетле – пару веков назад, на вашем празднике наверняка играли бы клезмеры. Они объединялись в маленькие оркестры по три-четыре-пять человек – капеллы, бродившие из одного штетла в другой, играя на свадьбах, ярмарках и похоронах. Главным и любимым инструментом у них была скрипка. Еще в капеллу могли входить цимбалы, контрабас, кларнет, труба, флейта и, конечно, барабан. А музыка их переплеталась с музыкой соседей – в ней можно расслышать немецкие, украинские, польские и русские, молдавские, румынские и цыганские мелодии.

Сефардская песенная традиция, приспосабливаясь к местным особенностям, впитывала в себя северо-африканское «улюлюканье», балканские сложные ритмические рисунки, ладовые структуры турецкого макама. Для аккомпанемента чаще всего использовались инструменты, характерные для тех стран, где жили исполнители, – чаще всего это различная перкуссия (вплоть до кухонной утвари), лютни, скрипка и др. Но главным инструментом всегда был голос. Основными исполнителями сефардских песен были женщины, которые пели свои баллады, одновременно занимаясь домашними делами, – разумеется, в основном а капелла. Но на первых дошедших до нас записях певцами были преимущественно мужчины и пели они под аккомпанемент.

 

Один народ

 

После изгнания с Пиренейского полуострова сефарды и ашкеназы во многих европейских государствах оказывались бок о бок, но, где бы это ни происходило,  две общины жили обособленно друг от друга, смешанные браки между их представителями были крайней редкостью. Попытка раввина Иосефа Каро преодолеть расхождения между двумя этническими группами, создав единый галахический кодекс Шулхан Арух, имела лишь частичный успех – ашкеназы приняли его только с дополнениями и поправками. Вместе с тем между сефардами и ашкеназами всегда поддерживались культурные контакты, нередко они оказывали друг другу посильную помощь. А исследования генетиков, биологов и антропологов привели к однозначным выводам – все евреи (без учета общин в Эфиопии и Индии) составляют одну этническую группу, которая генетически обособлена от других народов.

На сегодняшний день в Израиле и те и другие говорят на иврите, их дети учатся в одних и тех же школах и вместе служат в армии, широко распространены стали и браки между ашкеназами и сефардами. Однако обе группы евреев стараются сохранить свои традиции, язык и культуру, ведь именно их разнообразие и делает еврейский народ уникальным.


Подготовила Анастасия Кадина

По материалам сайтов isroe.co.il, ujew.com.ua

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *