Таким и должен быть учитель

Таким и должен быть учитель

Фото автора и slhunterspeechworks.com

Несколько лет назад мне довелось поработать в Екатерино-Никольской школе. До сих пор помню ту теплую атмосферу, которая царила там, и то, с каким вниманием и заботой меня встретили коллектив и тогдашний директор Нина Силовна Ильчук.

Сегодня я снова здесь. Многое изменилось: внешний вид здания, пришкольная территория, обновился педагогический коллектив, пришли другие дети. Но та атмосфера домашнего уюта, которой славится эта сельская школа, по-прежнему сохраняется

В этом году школе исполнился пятьдесят один год. За это время здесь прошли обучение сотни детей, многие из которых водят сюда уже своих ребятишек. Сегодня здесь получают образование 279 учеников. С ними работают тридцать девять педагогов.

О каждом из них, его истории, методах работы и опыте можно рассказывать часами. Мне же сегодня хочется поведать об учителе, чей опыт и «лаборатория» мыслей без преувеличения бесценны.

Глядя на Людмилу Генриховну Журавлеву, понимаешь – таким и должен быть учитель начальных классов: добрые глаза, мягкий, ласковый тембр голоса, безупречный внешний вид. А как иначе? Ученики на все обращают внимание, даже если это малыши, и нужно во всем быть для них примером.

В Екатерино-Никольской школе Людмила Генриховна трудится без малого уже тридцать один год. Хотя, признается, к профессии учителя пришла не сразу.

– Родилась я и выросла в Верхне-буреинском районе Хабаровского края, в многодетной семье, – рассказывает Людмила Генриховна. – У родителей нас было пятеро. Мама работала заведующей детским садом и некоторое время кассиром на железной дороге. А отец всю жизнь шофером на почте. Мы гордились ими. Это были трудяги и просто хорошие люди, которых уважали в селе. Родители дали всем нам образование. Среди нас есть и учитель, и врач, и продавец, и инженер.

Со школьной скамьи я была вожатой, всегда нравилось заниматься с младшими, и у меня это получалось, была хорошим организатором. Но после девятого класса все же решила поступить в медицинский, так как было желание помогать людям сохранять их здоровье и жизни. Со временем все-таки поняла, что профессия медика – не мое. Тогда решила стать учителем, тем более что рядом с детьми всегда чувствовала себя, как говорится, на своем месте. Отучилась на учителя начальных классов и по распределению попала в Октябрьский район ЕАО. Тут и осталась. Вышла замуж, родила двоих детей, сына и дочь, которые сейчас для меня – настоящая опора и подмога в самые непростые времена.

Людмила Генриховна выпустила уже сотни учеников. Ее телефонная книжка забита номерами. Бывшие ее воспитанники поздравляют учительницу с праздниками, звонят просто, чтобы узнать, как дела, а иногда и спросить совета, и в гости к ней часто заглядывают – не каждый учитель может этим похвастаться, согласитесь?

А сегодняшние ее ученики… Вы бы видели, как они ее встречают по утрам! Мальчишки помогают сумку нести, а девчонки окружают и о чем-то расспрашивают, расспрашивают… В чем ее секрет? В профессионализме, а главное – в душе. На мой вопрос, как нужно вести себя с детьми – быть строгим или добрым, или же совмещать все это, Людмила Генриховна, не задумываясь, отвечает: только добром и лаской можно найти ключик к детским сердцам.

– Я считаю, что важно понимать детский мир, – делится учитель. – В первую очередь, я стремлюсь увидеть что-то хорошее в ребенке, стараюсь другим эти его качества показать. Если ученик чувствует к себе подобное отношение, то сам открывается для общения и начинает проявлять больше стараний в учебе. В моей практике был случай, когда в классе мальчишка задирался, вел себя плохо, и другие детки на него обижались. Тогда я решила узнать его поближе, понять, какой он вне школьных стен – дома, на улице. Оказалось, со своими дворовыми друзьями он – настоящий товарищ, надежный, верный. А дома – первый мамин помощник. Тогда я поставила для себя цель – раскрыть перед одноклассниками эти стороны его личности. На классных часах и переменках, в походах и на других мероприятиях создавала такие ситуации, чтобы мальчик стал вести себя по-другому, чтобы стал более открытым и добрым к ребятам. Сейчас все конфликты исчерпаны, класс дружный.

Сотрудничество с родителями – вещь важная и нужная в педагогическом процессе, однако Людмила Генриховна злоупотреблять этим не любит, и возникающие вопросы предпочитает решать с детьми. Считает, что пока ребенок находится в школе, за него ответственность несет только она, а значит, и все проблемы, которые бывают в процессе учебы, должен помогать решать учитель. Такая позиция достойна большого уважения.

Бережное отношение к ученику и индивидуальный подход к каждому лежат в основе работы Людмилы Генриховны. Все дети отличаются друг от друга, а значит, и способности, и скорость усвоения материала у всех разные. Один быстро выполняет задание, другой же, напротив, медлителен. Об этом учитель всегда помнит.

Каждый вечер дома Людмила Генриховна обдумывает все, что произошло за день, анализирует поведение того или иного ребенка, ищет подход к нему, продумывает план урока. Из школы часто уходит только в шестом-седьмом часу – проверка тетрадей, написание планов и другой документации отнимают много времени и сил. Устает, конечно, но ни разу за все долгие годы работы в школе у нее не возникало мысли, чтобы оставить профессию.

– Мне кажется, что я живу потому, что работаю в школе, – говорит Людмила Генриховна. – Здоровье, как и у всех немолодых людей, у меня уже слабое, перенесла два инсульта, но, знаете, когда нахожусь с детьми, про все это забываю. Мне нравятся дети, нравится школа. Здесь я чувствую себя на своем месте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − 3 =