Танки при Бородино

Танки при Бородино - Коллаж Татьяны Истоминой

Коллаж Татьяны Истоминой

Современные школьники творят собственную историю Великой  Отечественной войны
Моя знакомая учительница истории в одной из хабаровских школ рассказала эпизод из своей практики (ведет Екатерина Ворожкова историю в старших классах школы). Начался урок, тема — начало Великой Отечественной. Домашнее задание ученикам было – в дополнение к учебнику постараться привлечь другой материал: изучить предпосылки к началу войны, ее причины, готовность сторон…
Один из учеников начинает бойкий доклад по теме… Минута, другая — и учитель понимает, что парня надо остановить: настолько излагаемое учеником отличалось от написанного в обычных источниках.
Сталин, оказывается, сам готовился к нападению на Германию, накапливал военный потенциал — но Гитлер опередил его всего лишь на две недели. А еще СССР параллельно рассчитывал провести маленькую победоносную войну с Великобританией, в результате которой состоялся бы “революционный передел мира”… И далее еще куча подобных «фактов» о родной истории, от которых у учителя волосы шевелились на голове, а у одноклассников неожиданно появился интерес к теме — класс оживился…  Доклад подозрительно напоминал компиляцию книг небезызвестного Виктора Суворова (он же Резун, он же сбежавший за рубеж сотрудник ГРУ).
“Где ты взял все эти материалы, Сережа?” — спросила неприятно пораженная историчка. Парень назвал адреса нескольких интернет-сайтов и показал пару книг, которые, по его словам, будто специально подвернулись ему в книжном магазине. Подозрения подтвердились.
— К сожалению, такое все чаще случается в школе в последние годы,  — говорит Альбина Александровна Тимрук, учитель истории биробиджанской школы №1, комментируя этот случай. — Когда дети в изучении отечественной истории обращаются не к проверенным источникам, которые им рекомендует учитель, а к псевдоисследованиям, полным скандальных, надуманных фактов, преподнесение которых выдается за раскрытие “черных страниц” в истории Отечества. Сейчас на книжных полках хватает такой литературы.  “Подлинный взгляд на события”, “Как это было на самом деле” – кричат с обложек  таких книжек зазывные слоганы…
Учителя замечают, что в последнее время интерес учеников к отечественной истории в школах угасает. Это касается и Великой Отечественной… Ну напала фашистская Германия на СССР. Прочитают школьники в учебниках. Ну воевали, победили… Да об этом каждый год твердят по телевизору!
А тут — нечто новое,  скандальное, доселе не виданное и не читанное, за что можно зацепиться подростковому уму, на чем можно сформировать свое, пусть идущее вразрез с общепринятым, но уверенное, эпатирующее мнение!
— Как-то один мой ученик принес в школу книжку Виктора Суворова. Я пояснила тогда ученикам: да, возможно, кое-что из тех фактов, что указал автор, и имело место на войне. Война – это всегда трагедия, хаос. Но нельзя же отдельные факты возводить в правило! И тем более воспринимать такие выводы как объективные материалы!
Время неумолимо стирает живую память о событиях, неизбежно искажая факты… О той же войне 1812 года мы сейчас судим романтизированно: сразу на ум приходят образы лихих гусар да стихи Дениса Давыдова. Как отмечают некоторые ученые-историки и культурологи, даже многие объективные исторические источники не дают полной картины о том времени, не говоря уже о более ранних этапах истории.
То же самое, по мнению Альбины Тимрук, может ожидать и историю Великой Отечественной:
— Признаться, я с ужасом жду того времени, когда в стране не останется ни одного ветерана этой войны, — говорит Альбина Александровна. — Не станет живых носителей этой памяти, событий и впечатлений — закончится целая эпоха нашей истории. Что потом может последовать? Яркий пример — Степан Бандера, которого история Великой Отечественной запомнила как бандита, помогавшего фашистам, убивавшего русских солдат, официально объявлен в Украине национальным героем! И ведь сколько там молодежи поддерживает это!
Мое мнение как педагога: школа делает все возможное, чтобы сохранить интерес учеников к отечественной истории, развить у них чувство патриотизма, гордости за своих соотечественников, сломивших в годы войны не только армии врага — саму вражескую идеологию фашизма, угрожавшую всему миру!
Многое идет и от семьи. Если в семье тема войны обсуждается, родители рассказывают о ней детям, то у таких учеников интерес к истории более стоек и развит. Но такое происходит сейчас, к сожалению, далеко не в каждом доме…
Сама современная жизнь, новые стремления, увлечения, неформальная идеология молодежи, очень отличные от стремлений и увлечений старшего поколения, накладывают свой отпечаток на знание и желание знать отечественную историю. Дело идет к обладанию необходимым историческим минимумом: когда началась война, кто с кем воевал, за что, основные события, даты, люди.
Потому школьные учителя все меньше удивляются печальным курьезам, когда дети путают целые эпохи, творя так называемую альтернативную историю: войска князя Олега воевали с хазарами при Бородино, танки Т-34 штурмовали Зимний дворец,  война в Афганистане — это тоже период Великой Отечественной…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *