Театр Желудковского периода

Театр Желудковского периода

В почти шестидесятилетней творческой истории Биробиджанского русского народного театра были и взлеты, и падения. Одним из ярких периодов театральной жизни Биробиджана стали 1980-е годы.

Тогда этот театр возглавляли Анна Таскаева, Александр Кириенко и Надежда Желудкова. Каждый из этих режиссеров привносил свой творческий почерк, новый репертуар и новых актеров. Период руководства театром Надежды Желудковой пришелся на вторую половину 1980-х годов. В свой коллектив она собрала в основном молодежь. Это была самая многочисленная труппа. В некоторых постановках принимали участие до семидесяти самодеятельных артистов.12

ПЕРВЫЙ ЕЕ СПЕКТАКЛЬ «Отпуск по ранению» оказался не первым блином, который выходит комом. Премьера прошла при полном аншлаге и была восторженно принята биробиджанским зрителем.

Спектакль был поставлен по одноименной повести В. Кондратьева. В родной город Москву по ранению приезжает лейтенант Владимир Канаев. Здесь он встречает старых друзей, находит свою любовь, но он не может принять относительно мирную жизнь столицы. Здесь развлечения, рестораны, а там, в окопах, – огонь, кровь, гибель товарищей.

«Отпуск по ранению» много раз игрался для биробиджанских зрителей, несколько раз его показывали в День Победы. Особо тепло игру самодеятельных артистов встречали в воинских частях.

Главную роль – лейтенанта Канаева – в спектакле сыграл рабочий обувной фабрики Евгений Спектор. 

Один из героев спектакля «Отпуск по ранению» (его играл Евгений Повх) произносил фразу: «У меня дочь родилась, Валюшка». Как-то на репетиции он раньше времени вышел на сцену с этой фразой. Его остановили, мол, не твой сейчас выход. А Евгений снова:

– У меня дочь родилась, Валюшка! Это правда!

Действительно, у него родилась дочь, и назвали ее, как в спектакле, – Валюшкой.

В ТЕАТРЕ ИГРАЛИ рабочие, военнослужащие, студенты культпросветучилища, старшеклассники. Пожалуй, одна Татьяна Горловская имела творческую профессию – за ее плечами был институт культуры, по специальности она была режиссером массовых представлений. Она же была президентом театрального клуба «Диалог».8-9-1

Кстати, многие самодеятельные актеры русского народного театра нашли себя в сфере культуры. На телевидении стали работать Оксана Опанасенко, Татьяна Баданина, Ольга Закоморная. Телевизионным режиссером и корреспондентом на РЕН ТВ стал Сергей Сафиулин. Диплом института культуры получил Евгений Спектор, Михаил Поляк возглавляет Областной центр народного творчества, в колледже культуры преподает Светлана Порошкова (Николайчук). На телеэкране можно увидеть бывшего биробиджанца Валерия Склярова. Он сыграл около сорока эпизодических ролей в таких фильмах и телесериалах, как «Адмирал», «Улицы разбитых фонарей», «Ментовские войны», «Тайны следствия» и так далее.

ОЧЕНЬ ТЕПЛО встретили зрители спектакль «Ах любовь, ух любовь, ох любовь», хотя сами актеры не считали его большой творческой удачей. Вернее, это был не спектакль, а «сборная солянка» из театральных капустников. Ребята сами придумывали сюжеты – смешные сценки про любовь, неверность, семейные отношения. Играли актеры легко, непринужденно, иногда просто дурачились на сцене, а зрители от смеха просто сползали со стульев.

ОДНАЖДЫ Надежда Петровна, как и ее коллега из фильма «Берегись автомобиля» решила: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?»

Хотя, нет – это был не Шекспир, а Мольер. «И замахнемся!» – с энтузиазмом ответила труппа.

Пьесу Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» ставили со всей ответственностью, уделяя большое внимание деталям костюмов, танцам, правилам фехтования…

Герою комедии буржуа Журдену вздумалось стать аристократом, уподобиться знатным господам. Он был богат и по-детски доверчив. Этим пользовались наставники, обучавшие господина Журдена благородным манерам.

Комсомольско-молодежный коллектив одного из ателье Биробиджана взялся пошить костюмы, соответствующие французской моде второй половины XII века. Здесь были платья на проволочных каркасах, пышные банты, парики. Не каждый профессиональный театр мог похвастаться такими костюмами.

Педагоги колледжа культуры индивидуально занимались с каждым из самодеятельных актеров: ставили танцы, обучали сценической речи. 

На главную роль Надежда Петровна пригласила известного «агитбригадчика» Марка Гольберга. 

Накануне премьеры в Биробиджане впервые применили живую рекламу. Возле рынка актеры в сценических костюмах призывали прохожих прийти на спектакль. Это было зрелище: в центре города – мужчины в париках и женщины в старинных платьях!

Играли спектакль в Биробиджанском погранотряде. Актеры подходили к КПП, называли фамилии, и их пропускали через проходную. Подошел Геннадий Чужой. Представился:

– Чужой!

– Чужие здесь не ходят, – был ответ.

9-1«ДИКТАТУРА СОВЕСТИ» – спектакль Михаила Шатрова, признанного лидера официальной драматургии конца 1980-х годов, особенно полюбился в эпоху перестройки, когда стало можно говорить о Ленине, Троцком, Бухарине… Прямо на сцене происходил некий судебный процесс. Реальные и вымышленные исторические персонажи являлись свидетелями обвинения по делу Ленина.

В Биробиджане этот спектакль мог и не появиться. Худсовет, возглавляемый редактором газеты «Биробиджанер штерн» Леонидом Школьником, даже собирался закрыть постановку. «Народ еще не готов», – высказался один из членов худсовета. Хотя потом все благополучно разрешилось.

Этот спектакль стал победителем Дальневосточного конкурса театров в городе Благовещенске. Пять(!) театральных коллективов представили один и тот же спектакль «Диктатура совести». Среди них (вне конкурса) был и Амурский областной театр драмы – профессиональный коллектив. Приятно было слушать нашим ребятам слова о том, что их выступление было лучше, чем постановка профессионалов.

В 1985 году актер Леонид Филатов написал пьесу «Про Федота-стрельца, удалого молодца». В 2002 году в кинопрокат вышел художественный фильм по этой пьесе, а затем и мультфильм. А в Биробиджане эту пьесу поставили значительно раньше. Получилось яркое, остроумное, веселое представление.

В этом спектакле было много интересных творческих находок. Например, Бабу-Ягу играл мужчина – Евгений Спектор. Говорила Яга с ярко выраженным еврейским акцентом, поэтому ее появление на сцене вызывало громкий смех. Выполняя свои колдовские действия, Баба-Яга пользовалась то самогонным аппаратом, то ЭВМ. Молодцы из сундука Тит Кузмич и Фрол Фомич с каждым появлением на сцене менялись ростом – один увеличивался в росте, другой же наоборот – уменьшался. Все было необычно и смешно.

«Про Федота-стрельца, удалого молодца» – последняя удачная постановка Надежды Желудковой. Вскоре коллектив распался.

Потом театр возрождался, приходили новые руководители, но популярности 1980-х годов уже достичь не удавалось. Возможно, зрительские пристрастия изменились, а может быть, просто настали другие времена.

Ия Кащеева играла официантку. Роль маленькая и почти без слов.

– Не огорчайся, – успокаивала ее Желудкова, – ты сейчас вполне можешь работать официанткой. Сколько дней бегаешь по сцене с подносом и не разбила ни одного стакана!


 

Фото из архива редакции и из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *