Театральный роман

Чтобы получить институтский диплом, Ларисе Лебедкиной пришлось стать женой президента, а спустя несколько лет в городе Облучье она появилась в роли польской аристократки пани Дульской

Когда Ларочка Шмуклер была пятилетней девочкой, воспитатели детского дома впервые поставили ее на стул и попросили что-нибудь почитать. И она прочитала стихи так, что все ахнули. Так она стала лучшей артисткой на детдомовской сцене.

В пятом классе Лариса сыграла свою первую роль в школьном спектакле. Дебют прошел на ура. Но стать профессиональной актрисой она, дочь репрессированных родителей, даже не смела мечтать. Как и многие девчонки-одноклассницы, поступила после семилетки в педучилище.

Отец Ларисы, журналист Теодор Шмуклер, был арестован и расстрелян в середине тридцатых, а маму, солистку Киевского оперного театра, отправили отбывать наказание в магаданский лагерь. Только после смерти Сталина Евгению Венгерову освободили и они, наконец, увиделись — постаревшая от переживаний мать и взрослая дочь.

— По примеру мамы я решила — буду если не певицей, то преподавателем вокала и хорового пения. Работала в школе поселка де Кастри, а потом перевели меня директором в музыкальную школу Облучья. Вот здесь и началась моя театральная карьера. Театром я увлеклась настолько серьезно, что поступила учиться на факультет театральной режиссуры Хабаровского института культуры. А чтобы получить диплом, стала женой президента.

Лариса Федоровна, загадочно улыбаясь, достает из своего домашнего архива фотографии и скромную театральную программку, исписанную автографами сокурсников и преподавателей.

— Это наш дипломный спектакль «Бунт женщин» по пьесе Назыма Хикмета. 45 лет мне было, когда я президентшей стала — сыграла одну из главных ролей в спектакле. Наш курс, где я была старостой, хорошо блеснул напоследок — о спектакле долго говорили. А мне один из преподавателей написал: «Институт — еще не все. Впереди — большая сцена». Большая-не большая, но сцена в моей жизни появилась — в Облучье мы создали собственный театр, а я стала его режиссером.

Одним из первых спектаклей облученского самодеятельного театра был «Праздничный сон до обеда» — интерпретация известной пьесы Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Лариса Лебедкина выступила там не только как режиссер-постановщик, но и сыграла две роли — мужскую и женскую.

— Однажды приехали мы всей труппой с этим спектаклем в воинскую часть, кроме главного героя — он пообещал добраться на машине. Уже пора начинать, а актера все нет. Оказалось, его машина на полпути сломалась. Пришлось переодеться в мужской костюм, меня быстро загримировали, и я вышла на сцену в роли дядюшки. Так по очереди и переодевалась — то в сваху, то в дядюшку. И ведь никто не заметил подмены.

В те годы в репертуарах театров обязательно должны были присутствовать героико-патриотические спектакли. Облученцы взялись поставить «Эшелон» по пьесе Рощина. Назначили день премьеры. По ходу спектакля артисты должны были ехать в эшелоне на фронт. Один из актеров, пока все готовились к поездке, отпросился покурить. И вот все собрались, эшелон должен трогаться, а Есенюка — так звали актера — нет.

— Тогда я предлагаю: «А давайте покричим ему, как будто это эпизод спектакля». И мы дружно грянули: «Есенюк, Есенюк!» — да так, что эшелон наш стал раскачиваться — поехал. Так что Есенюк запрыгнул уже на ходу, а зрители долго аплодировали — поверили, что так и должно быть, — вспоминает Лариса Лебедкина.

Когда совмещать руководство музыкальной школой и театром ей стало тяжело, она передала свое детище Людмиле Акуловой — профессиональному работнику культуры. Сама же осталась в труппе актрисой.

— В нашем театре играли люди разных профессий. Был врач Николай Ивкин, библиотекарь Тамара Арбузова, были работники клуба железнодорожников, учителя, рабочие. Спектакли ставили серьезные, сложные — «Историю с метранпажем» по пьесе Вампилова, «Трибунал» Макаенкова, «Мораль пани Дульской» по пьесе Запольской. А когда вышел на экраны фильм «Служебный роман», решили поставить пьесу «Сослуживцы», на основе которой был снят фильм.

В этом спектакле Ларисе Лебедкиной досталась роль мымры. Дебют прошел успешно, но ближе к развязке спектакля ее напарник в роли Новосельцева обнял свою партнершу так крепко, что не рассчитал свои силы и сломал ей ребро. Несмотря на дикую боль, она доиграла спектакль до конца.

На областных смотрах театральных коллективов театр из Облучья не раз занимал ведущие места, становился лауреатом. Ему присвоили звание народного. А спектакль «Мораль пани Дульской», где Лариса Лебедкина блестяще сыграла роль чванливой польской аристократки, был показан по краевому телевидению — тогда область еще входила в состав Хабаровского края.

В 80-е годы Лариса Лебедкина переехала в Биробиджан, стала работать в областной филармонии. А своим артистическим мастерством она блеснула еще раз в телеспектакле «Семь сорок», снятом к пятилетию областного телевидения. Там она сыграла очень колоритную роль еврейской бабушки. Вскоре ее пригласили на областное радио, где по выходным дням она с упоением читала рассказы Шолом-Алейхема, Бабеля, стихи и прозу Пушкина, Лермонтова и других еврейских и русских классиков. А как артистично вела концерты, как общалась со зрителями — это надо было видеть! Многие помнят и уроки-концерты, которые Лариса Федоровна давала во многих городских школах.

Мечту Ларисы Лебедкиной о профессиональной сцене воплотила ее внучка Лариса. Не только имя, но и артистический дар передался ей от бабушки, а от прабабушки достался великолепный голос. В спектакле Хабаровского драмтеатра «Эдит Пиаф» Лариса-младшая выступила и как актриса, и как певица. Сейчас девушка учится в знаменитом ГИТИСе в Москве.

— А я хоть и не стала профессионалом сцены, но старалась играть не на любительском уровне, — говорит Лариса Федоровна, перебирая в руках фотографии. — Мы все держали очень высокую планку, без скидки на провинциализм, дорожили любовью зрителей. А еще театр был для нас отдушиной в будничной суете, второй нашей семьей. Жаль, что эти годы моего короткого театрального романа уже не вернешь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *