Территория единства и согласия

Территория единства и согласия

Фото Олега Черномаза

Представители трех традиционных конфессий обсудили в Биробиджане семейные ценности

Круглый стол «Территория единства и согласия» в формате открытого разговора прошел в Центре социально-психологической помощи семье и молодежи. Участие в нем приняли раввин ЕАО Эли Рисс, епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем, имам-хатыб местной мусульманской религиозной организации «Махалля «Ахли Тарикат» Саидрахмон Расулов и имам-хатыб мусульманской общины Хабаровска Айдар Гарипов, а также члены Общественной палаты ЕАО, представители биробиджанской еврейской общины «Фрейд», Ассоциации корейцев и Союза славян ЕАО, завучи и учителя школ, молодежь и дети. Представляем читателям некоторые фрагменты этой беседы.

 Ведущий круглого стола, председатель Межконфессионального совета ЕАО, профессор Приамурского госуниверситета Павел Толстогузов:

– Такие встречи стали уже традиционными. Сегодня в центре нашего обсуждения окажутся вопросы семьи и молодежи, воспитания и религии. Существует такой афоризм: «За свою жизнь мужчина должен сделать три вещи: построить дом, посадить дерево, вырастить сына». И это не краткосрочное дело, а скорее, занятие длиною в жизнь. За каждым словом в этом афоризме стоят сложные понятия. Хотелось бы узнать, а имеет ли эта крылатая фраза отношение к религии?

Владыка Ефрем:

– В народной мудрости выражаются истины. Каждый человек, дабы осмысленно прожить жизнь, старается построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Человек приходит в мир с определенной целью – успеть раскрыть и реализовать свой потенциал, когда он еще созидается во чреве матери. Если ребенок воспитывается в религиозной семье,  это уже нацеливает его на то, что он должен прожить жизнь осмысленно, подготавливает его к тому, чтобы жить в вечности. Причем созидать семьи нужно в широком смысле – не просто стать второй половинкой, дать жизнь другому человеку. Мало лишь посадить саженец. В более широком толковании – каждый человек в силу своих качеств, дарованных ему Богом, должен ежедневно преображать окружающий мир. А начинается это с преображения самого себя. Важно раскрыть свой потенциал, чтобы не было в конце жизни стыдно. Поэтому необходимо правильно воспитывать человека еще в детстве. Святые говорят – важно начинать воспитание ребенка еще во чреве матери. Крупица за крупицей складывается характер человека. С одной стороны, человек должен преображать мир вокруг себя, но делать это нужно, чтобы приобрести те качества, которые помогут ему продолжить бытие, когда он покинет свое тело и перейдет в вечность.

Раввин Эли Рисс:

– Согласно еврейской традиции, недостаточно просто построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Для нас важно продолжать идеи и традиции предков. Так что сделать минимум дел – этого мало. Дом, дерево, сын – это некие метафоры. В еврейской традиции дом – это фундамент рода, дети – это продолжение рода. Тора сравнивает человека с деревом. Развитие дерева, как и детей, зависит от многих факторов. Чем обильнее полив, тем пышнее крона. Иногда дерево подвязывают к палке, чтобы оно ровнее росло. Так и с детьми – надо их поддержать, указать правильный путь. Ветки – это жизнь, плоды – наше будущее. Любавичский ребе учит, что надо стремиться к большему. В Торе сказано: «Иаков не умер». У Иакова было двенадцать сыновей, которые пошли по стопам отца. Пока дети следуют по пути родителей, те будут живы.

Имам-хатыб Айдар Гарипов:

– Я согласен и с раввином, и с Владыкой. Действительно, никогда не надо останавливаться на достигнутом. Исламская традиция гласит, если оставить праведное потомство, то книга деяний человека после смерти не закроется. Тогда и после смерти в нее будут записывать добрые, полезные для общества дела твоих детей. Как говорят, мы живы пока за нас кто-то молится. Кстати, у трех наших религий один стержень, те же заповеди, те же пророки… И это имеет разумное объяснение – общечеловеческие ценности неизменны.

Что касается формулы «дом, дерево, сын», то, конечно, мало просто построить дом – надо помочь в создании и строительстве того же молодежного центра, спортивного стадиона, божьего храма… Дерево – это тоже метафора, имеется в виду любое доброе, благое дело. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь. Исламская традиция гласит: если тебе сказали, что ты завтра умрешь – посади дерево, то есть дай новую жизнь.

Павел Толстогузов:

– Предлагаю затронуть в нашем разговоре еще одну тему – тему конца света, апокалипсиса. Считается, что в конце дней останется лишь пустота. А что по этому поводу говорит религия?

Владыка Ефрем:

– В православии вечерняя молитва всегда заканчивается исповеданием грехов – анализом того, что сделано за день. Напоминание о смерти, наоборот, дает удивительные силы для жизни – жить осмысленно, стараться исправить грехи, стремиться к добродетели. Память о том, что мир ждет Судный день, что мир сгорит в огне и люди будут пребывать в вечности, помогает нам принимать жизнь с благодарностью и не бояться, что нас ждет пепелище. В Библии говорится: «Если завтра нас ждет Страшный cуд, то я сегодня пойду сажать деревья». Это значит стараться максимально полезно прожить жизнь.

Раввин Эли Рисс:

– В иудейской традиции конец света означает лишь конец определенного этапа и приход Машиаха – Мессии. Сегодня евреи рассеяны по всему миру, мы верим, что однажды мы соберемся все вместе и станем единым народом. Придет Машиах и наступит новый день, когда на всей планете наступит вечный мир. Мы не знаем, когда это произойдет, поэтому каждый еврей до прихода Машиаха должен стараться каждый день исполнять как можно большее количество заповедей – в иудейской традиции их 613. В целом, задача каждого человека – сделать как можно больше добрых дел во благо общества, чтобы мир стал лучше.

Павел Толстогузов:

– Эли, позвольте тогда задать еще один вопрос, думаю, волнующий многих, – а что же будет с неевреями в Судный день?

Раввин Эли Рисс:

– Сегодня существует много верований и религий, но когда придет Машиах, все народы начнут верить в единого Бога. И это вовсе не означает, что они станут иудеями, нет. Сегодня божественность скрыта, а после прихода Машиаха людей перестанет тянуть к злому началу, наступит мир и благоденствие для всех народов, когда все объединятся в единой вере и начнут вместе творить добро.

Павел Толстогузов:

– А что говорится в исламе о конце света?

Имам-хатыб Айдар Гарипов:

– Очень интересно было послушать представителей других конфессий и убедиться в том, насколько похожи в этом вопросе наши религии. С точки зрения ислама, мир сам по себе в глазах Всевышнего ничтожен, но люди украшают его. В Коране говорится: «Умрите до того, как умрете», – что означает, подведите себя к отчету до смерти. Но это вовсе не значит, что надо зациклиться на неминуемости смерти, что мир не стоит того, чтобы жить здесь. Важно то, что мы оставим после себя, что мы принесем в этот мир.

Павел Толстогузов:

– В исламе делается акцент на традиционный уклад жизни. Все мы знаем, что в мире сегодня неспокойно. Многие мусульмане, увы, теряют свои дома, например, те же сирийцы. Почему часто они стремятся перебраться в современную Европу, где совсем другие ценности, иной уклад жизни?

Имам-хатыб Айдар Гарипов:

– Конечно, мусульмане вынуждены покидать свои дома прежде всего из-за войн. А в более продвинутые, развитые европейские страны они стремятся из-за экономической выгоды. Мы знаем, сколько открытий совершили в свое время греческие философы, ученые. Но кто дал эти знания Европе? Ислам. Именно мусульмане сохранили эти труды, перевели их на арабский язык. Когда-то мусульмане были на передовой, а сегодня мы топчемся на месте. Однако в той нищете, в которой оказались некоторые мусульманские страны, виноваты мы сами.

Наталья Шаталова:

– Мы говорим, что человек рождается с какой-то целью, миссией. Выходит, его судьба предопределена? Хотелось бы узнать, что по этому поводу думают наши гости.

Владыка Ефрем:

– Человек создан по образу и подобию Бога. А Бог – творец, и как творец он абсолютно свободен. Господь дал нам великий дар – свободу, на которую он сам никогда не посмеет посягнуть. Максимум, что он может – это направлять нас. Чтобы мы правильно использовали нашу свободу, нам даны ориентиры – заповеди. И неважно, слышим ли мы их или отвергаем. Нельзя говорить, это судьба, и опускать руки. Бог даровал нам все необходимые способности, таланты, чтобы достичь желаемого. И он не чинит нам препятствий в том, чтобы мы строили жизнь так, как сами этого хотим.

Раввин ЕАО Эли Рисс:

– Существует божественное провидение. Всевышний не оставил этот мир. Есть такая притча: однажды ветер дунул и сорвал с дерева лист, тот упал и начал переворачиваться, совершая свой путь. И вот лист последний раз перевернулся, а под ним оказалась букашка, которая его поедала. Все неспроста: дерево не случайно росло именно там, и этот лист был предназначен именно для данной букашки. Всевышний дает каждому человеку цель в жизни. Задача человека – найти, понять ее. Написано: «Всевышний определяет место и время, где человеку нужно быть. А путь к нему каждый проделывает сам».

Есть такое религиозное течение в иудаизме – хасидизм. Его последователи верят, что зло не ниспосылается свыше. Говорят  Бог покарает. У евреев же Бог никогда не причиняет зла человеку, хотя это может выглядеть именно так. Просто человеку иногда очень сложно бывает в плохом разглядеть что-то хорошее. Но если взглянуть под таким углом, то и проблема по-другому будет ощущаться. Человек, с которым случилось чудо, может этого и не увидеть.

Вопрос из зала:

– Есть такое понятие, как эмансипация. Сегодня многие женщины предпочитают личную карьеру в ущерб семье. Да и построить дом, посадить дерево могут сами. Да что там – родить сына благодаря методу ЭКО женщина может одна, без мужа. Молодые люди нередко предпочитают жить в гражданском браке. Кроме того, образуются однополые семьи. Как к этому относятся религии, которые вы представляете?

Раввин Эли Рисс:

– Иудаизм к такому относится отрицательно. Он против однополых семей. Согласно еврейской традиции семья создается вдвоем, когда объединяются две половинки – мужчина и женщина, рожают детей вдвоем. Мужчина приносит в дом благословение, и именно у женщины есть особый дар – принять это благословение и с его помощью сделать дом уютнее.

Владыка Ефрем:

– Православие тоже негативно относится к таким нездоровым отношениям. Мир устроен по определенным законам. В школе все мы изучали законы природы. Например, если нарушить закон земного притяжения, то мир повергнется в хаос. Это относится и к законам духовным. Бог при создании мира определил каждому свое. И если нарушить этот порядок, человек проживет жизнь, не почувствовав удовлетворения. А любой человек неизбежно встретится с последствиями нарушения заповедей. Люди страдают от того, что не могут устроить свою жизнь правильно. На самом деле призрачно все, что противоречит божьим законам. На протяжении тысяч лет нет такого человека, который пошел бы против божьих законов и был успешен и счастлив. Нельзя идти против Бога и победить.

Имам-хатыб Айдар Гарипов:

– Бог все создал по парам. День и ночь, солнце и луну, мужчину и женщину… То, что сегодня творится в Европе, – плохо. Пророк говорит, худший порок – это одиночка. Человек не может жить без пары, это не приветствуется в исламе. Почему прелюбодеяние считается страшным грехом – потому что распадаются семьи. У нас в исламе сильное семейное право. Если человек разрушает семью, страдают дети, страдают и супруги. А сожительство в так называемом гражданском браке – это прелюбодеяние в чистом виде, это грех.

Имам-хатыб Саидрахмон Расулов:

– Я очень рад, что сегодня у нас есть такая возможность – собрать представителей разных религий вместе, обсудить важные, вечные темы, духовные вопросы. Хотел бы кое-что добавить к уже сказанному Айдаром Тагировичем. В исламе большую роль играет женщина. Женщина для нас, мусульман, – это святое. Надо женщину всегда любить и уважать, потому что она дает нам жизнь.

Павел Толстогузов:

– Я благодарю всех участников нашего круглого стола за интересный разговор. Думаю, у нас еще будет немало поводов для подобных встреч.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *