Территория счастья – Биробиджан

Территория счастья  – Биробиджан

Признанием в любви  родному городу можно назвать новую книгу писателя и журналиста  Александра Драбкина  «Песни моих улиц»

Я прочла ее, что называется, на одном дыхании, даже те рассказы и очерки, которые были знакомы по публикациям в газетах «Биробиджанер штерн», «Ди Вох» и печатались в других книгах автора. «Песни моих улиц» – седьмая по счету книга  Александра Драбкина, а семь – число знаковое, счастливое, особенно для творческих людей.

В телевизионном интервью автор  рассказал, что свои первые литературные труды написал, работая в «Биробиджанер штерн». Здесь же, в «БШ», учился журналистике у ветеранов газеты. В книге он рассказывает об этом  с теплой грустью и доброй иронией, которые присущи и другим его рассказам и очеркам, главный герой которых – Биробиджан, город его детства, юности и судьбы.

«Если кто-то скажет вам, что я безнадежно болен Биробиджаном, – поверьте ему, даже если тот совсем не врач… Я любил этот город, долгие годы даже не подозревая об этом. Он стал территорией моего счастья», – написал автор в предисловии к книге.

Эту любовь ощущаешь  даже в  повести «Стройбат.Команда 220», с которой начинается книга. Эта повесть не для слабонервных, она страшна своей жестокой правдой об армейской дедовщине, которая царила в благостные советские годы.

Автору «повезло» служить в стройбате – самом низшем роде войск, где служба  заключалась в тяжелом малоквалифицированном труде на стройках социализма, а унижения и издевательства, в том числе и по национальному признаку,   почитались за правило. Сохранить в себе человека, не  сломиться  и не ожесточиться Александру Драбкину помогали  мысли об оставленном  доме, матери, родном Биробиджане, которые  наполняли душу  теплом и любовью.

«Мое поколение считает, что деревянный и черно-белый Биробиджан был добрее», – уверяет автор во вступительном слове  и подтверждает  это  рассказами и очерками о  родной второй школе, ушедшей в небытие, о  старой доброй швейке, где начинал работать  и которой давно уж нет, об  ателье в доме на улице Ленина, 34, где лучший портной города Петр Вейцер сшил ему костюм к выпускному вечеру. И от дома, и от ателье осталась только память. Как осталась память о старом парке с деревянной танцплощадкой, о ресторане «Биробиджан», куда приходили как на праздник, о  двухэтажном особнячке на улице Ленина, где была редакция «Биробиджанер штерн», в которой его учили журналистике, о дворниках  былого поколения, любивших город и свою работу, о вокзале, с перрона которого уходили поезда с родными и друзьями, уезжавшими навсегда… Как осталась память о маме, любовь к которой  автор проносит  высшей драгоценностью и через цикл своих добрых рассказов  «О чем помнила моя мама», и через жестокую  повесть  о стройбате.

И сюжеты, и герои его произведений – не плод авторского вымысла. Все они узнаваемы, даже если рядом с именем нет фамилии.

Привлекает в книге и национальный колорит, особый еврейский дух, которым жил старый Биробиджан и продолжает жить, несмотря на то, что евреев в городе становится все меньше и меньше.

«Читать книгу моего друга крайне опасно. Потому что сам Драбкин опасен для таких, как я, переживших несколько операций на открытом сердце… Потому что открываешь эту его «опасную» книгу – и попадаешь в зону повышенного излучения доброты, и начинает щемить сердце от воспоминаний, от узнаваемых лиц, улиц, ситуаций…  И любая строчка вызывает мгновенный отклик в твоей душе», –  написал в послесловии к книге поэт и журналист Леонид Школьник.

Закончить же хочу словами художника  Владислава Цапа, которые завершают книгу:

«Территория счастья Александра Драбкина представляется мне устланной пожелтевшими старыми фотографиями. Она звучит не только песнями нашего детства, но и грустными еврейскими мелодиями – «музыкой горькой и прозрачной, как русская водка».


Подготовила Ирина Шолохова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *