Тигр под радугой

Тигр под радугой

Олега Черномаза

В 2014 году впервые будет отмечаться официально День флага и герба ЕАО

Свой аналог Дня российского флага появился в Еврейской  автономной области только на 80-м году её существования. А собственные флаг и герб – лишь немногим раньше, в 1996 году. Почему всё это произошло спустя шесть с лишним десятилетий после прозвучавшего из СССР громогласного заявления о «восстановлении еврейской государственности» в начале 30-х годов ХХ века?

Имею право и хочу быть!

В СССР  официальные флаг и герб могли иметь только союзные и автономные республики. Очевидно, что «Республика» было ключевым словом для такой формы национального самовыражения. Впрочем, весьма условной по отношению именно к флагу. В основе флагов советских республик любого «ранга» лежало красное полотнище с серпом и молотом, что делало их весьма похожими между собой. Наиболее узнаваемыми были, пожалуй, флаги Белоруссии с элементами национальной вышивки у древка и Армении, где серп и молот были заключены в квадрат, образованный лучами синего солнца. Все прибалтийские республики имели в нижней части своих флагов стилизованные изображения волн Балтийского моря.

Автономным республикам фактически было отказано и в такой минимальной форме самоидентификации: флаги Татарской, Марийской или Чечено-Ингушской АССР и т.д. воспроизводили  флаг РСФСР, в состав которой они входили, только с надписью названия республики на языке «титульной нации». В общем, даже знаменитый сталинский лозунг «национальное по форме, социалистическое по содержанию» здесь не реализовывался ни в коей мере. Областям же, даже национальным, автономным, и этого не полагалось! 

С началом 90-х годов рост национального самосознания привёл к «реабилитации», а затем и восстановлению досоветской символики в союзных республиках, имевших хотя бы краткую историю самостоятельности. Затем как грибы после дождя начали появляться гербы краёв и областей, новых республик и даже автономных округов в составе Российской Федерации. 

Не было официальных госсимволов только у Еврейской автономной области. В советское время ей это было «дважды не положено»: область входила в Хабаровский край, и такие признаки государственности, как флаг и герб, не предусматривались ни для одной из частей политической «матрёшки». Потом для их появления не находилось ни опоры на традиции, ни, пожалуй, моральных сил у руководства области, так и не решившегося на повышение статуса автономной области до республики в составе РФ, хотя союзный договор область подписала как субъект федерации.

В середине «лихих 90-х» в области поняли справедливость высказывания: «Жизнь продолжается» — и начали искать простые и выразительные «знаки вечности», которые могли бы объединить многонациональный состав автономии с непростой судьбой. Были объявлены конкурсы на флаг и герб ЕАО. 

Трудность для художников была в том, что использовать символы, традиционно ассоциирующиеся с еврейским народом (звезда Давида, синие полосы покрывала-талеса или семисвечник-менора), было невозможно – они уже были «заняты» в официальной символике Государства Израиль. Необходимо было своё решение.

Мир один на всех

Автором флага Еврейской автономии стал дизайнер Александр Валяев.

Трактовка символики знамени следующая: белый цвет полотнища олицетворяет чистоту, радуга — библейский символ мира, счастья, добра. Количество полос радуги также равно количеству свеч в меноре — символе семи дней творения мира.

Также радуга может символизировать и Семь законов потомков Ноя:  запрет идолопоклонства, запрет богохульства, запрет убийства, запрет прелюбодеяния, запрет воровства, запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного — уважение к живым существам, обязанность создать справедливую судебную систему.

Эти законы, согласно еврейской религиозно-философской традиции, даны всем народам мира. Философ и богослов, раввин, врач и разносторонний учёный Маймонид девять веков назад утверждал, что всякий, соблюдающий эти законы, войдет в царство небесное. Отличные жизненные ориентиры, актуальные по сей день!

В Книге Бытия (первой из книг Библии) радуга появляется в небе после Великого потопа как знак Завета между Богом и людьми, что больше не будет истреблён род человеческий:

«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею», «…явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».

Следовательно, во флаге ЕАО использован древнейший символ, предложенный людям самим Богом. 

Толкование многоцветья радуги на знамени можно расширить, например, таким естественно-научным образом:  мы все люди разные (семь разноцветных полос), но все вместе мы и составляем мир, весь белый свет. И как из солнечного спектра не может быть исключён никакой цвет, так и из народов нашей земли не может быть исключён никто. И чем больше людей будет сознавать себя в этом единстве, тем надёжней завет о родстве «между всякою душою живою во всякой плоти».

Мы не одиноки, или Радужные флаги в мировой культуре и истории

Изображение радуги у многих народов мира в разные эпохи пользовалось вниманием и почитанием. 

Например, в скандинавской мифологии радуга считается мостом, соединяющим мир людей с миром богов. У аборигенов Австралии змей-радуга является покровителем неба, воды, плодородия и шаманов.  В империи       инков радуга являлась одним из употребляемых символов пернатого змея Кецалькоатля. В Боливии считают, что змей-радуга удержал небо от падения на землю и спас всё живое.  В Китае в радуге различают пять цветов, соединение которых означает единство инь и ян – мужского и женского начала.

Во время немецкой Крестьянской войны (эпоха Средневековья) лидер восстания Томас Мюнцер выбрал радугу как знак вечного божественного союза, символ нового времени, надежды и изменений. (Смотрите, как это совпадает с символикой современного флага ЕАО!) В апреле 1525 года повстанцами был изготовлен белый флаг длиной в 30 локтей, на котором была размещена радуга и надпись: «Слово Бога вечно». С тех пор на некоторых знаменах Тюрингии также имеются радужные полоски.

В 1924 году известный французский экономист Шарль Жид изготовил радужный флаг для празднования дня Международного кооперативного движения.  В нём радуга символизировала единство в разнообразии и мощь света, просвещения и прогресса.

«Флаг мира» — один из символов международного движения за мир. Его автором считается итальянский философ, теолог и гуманист Альдо Капитини, продемонстрировавший радужное знамя на первом марше за мир 24 сентября 1961 года. Радуга была выбрана как символ празднования разнообразия и библейский знак примирения. Современный наиболее популярный вариант флага мира предложен в 1980-х годах, но цвета в нём расположены в обратном природному порядке. Посередине флага помещается надпись «PACE» (итал. «мир») . В зависимости от языка надпись может варьироваться.

Символика радуги лежала и во «флаге рас» движения афроамериканцев за гражданские права, который провозгласил преподобный Джесси Джексон: «Наш флаг является красным, белым и синим, но наша нация радужная — красная, жёлтая, коричневая, чёрная и белая — и мы все драгоценны в глазах Бога». 

Индейцы не забыли своего радужного змея — спасителя мира. В 1970-х годах радужный мозаичный  флаг стал символом движения коренных народов Южной Америки. А перуанский город Куско принял семицветный радужный флаг в качестве своего официального. Но средняя (голубая) полоса в нём заменена белой, разделяющей флаг на две трёхцветные части. По Конституции Боливии с 2009 года мозаичный радужный флаг объявлен вторым национальным флагом, подчеркивая исторические корни республики.

В России радуга присутствует на флагах и гербах нескольких городов и посёлков, носящих название Радужный. Они находятся во Владимирской, Московской областях и Ханты-Мансийском автономном округе. Во всех случаях там апеллируют к национальной символике, образу радуги в фольклоре и народных приметах: «Дотронуться до радуги — получишь невиданное счастье», «Радуга — ворота в рай», «Радуга после дождя — стойкая ясная погода». Есть ещё и выражение писателя Павла Бажова, собирателя народных уральских сказов: «Не может русский человек жить без радуги».

Что же до некоторых «недоразумений», периодически (от скуки, вероятно) возникающих в «свободных» СМИ насчёт  радужной расцветки флага ЕАО, то ответим следующее. Некоторые религиозные группы, указывая на библейскую символику радужных знамён, обвиняют ЛГБТ-сообщество в «краже радуги» и искажении смысла её многоцветья. И это не лишено оснований. В т.н. «прайд-флаге» не семь, а шесть полос:  из естественной природной гаммы там изъят именно «двусмысленный» голубой цвет. 

А если кому-то при виде радуги в небе видится не знак Божий, а чьи-то, извините, ж… пусть будет деликатное  уленшпигелевское «уста, которыми я не говорю по-фламандски», ему — к врачу. 

Рассказ о гербе ЕАО — в следующем выпуске
газеты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *