Только юность нельзя повторить
Как и у большинства людей старшего поколения, много страниц моей жизни связано с комсомолом.
Некоторые остались светлым пятном в воспоминаниях, другие отмечены скромными наградами
На ударной стройке
К шестнадцати годам я имел семиклассное образование и хорошую специальность – киномеханика широкого профиля. Ездил по селам Облученского района с кинопередвижкой, доставляя радость сельским жителям, а особенно ребятишкам. Работа нетрудная, в каждом населенном пункте считался почетным гостем. Но хотелось чего-то большего, не хватало романтики.
В 1958 году на Дальнем Востоке возникла Всесоюзная комсомольская стройка. На берегу Амура недалеко от Комсомольска стали возводить мощнейший целлюлозно-бумажный комбинат. Вот и решили мы с приятелем Николаем Лукьяненко попробовать свои силы на ударном объекте.
Поездом добрались до Комсомольска, оттуда катером до села Падали, что в шестидесяти километрах вверх по Амуру. К вечеру высадились на пологий берег, сплошь заставленный палатками разного калибра. Пошел дождь, и под ногами смачно чавкала земляная жижа. Вдоль палаток проложены железные трубы, по которым прямо из Амура подавалась вода для пищевых и технических нужд.
Переночевали в палатке у земляков, наутро пошли в штаб стройки. Там меня ждало разочарование. У моего спутника была специальность электрика, его приняли на работу. А киномеханики пока не были востребованы. Пришлось возвращаться в Комсомольск. На катере познакомился с еще одним земляком – Виктором Тумайкиным. У того вообще не было специальности. Домой решили не ехать, а поискать работу в большом городе.
Три ночи провели на вокзале, на четвертый день наткнулись на объявление, что стройорганизация ТЭЦ-3 принимает на работу разнорабочих. В отделе кадров пояснили, что стройобъект находится на станции Мылки, оттуда будут вести железнодорожную ветку до Амура и надо строить дома для обслуживающего персонала. Пообещали обеспечить общежитием и обучить профессии строителя. Мы согласились и на второй день уже были на новом месте.
Начинать пришлось с нуля. Сами себе построили общежитие из досок, немного обжились. Потом заложили фундаменты для нескольких двухэтажных восьмиквартирных домов. Нас уже назначили учениками каменщиков и через два месяца присвоили квалификацию четвертого разряда.
Работа спорилась, тем более что нашими учителями были знаменитые каменщики, которые строили Комсомольск-на Амуре и были назначены наставниками молодежи. Кроме основной работы приходилось разгружать вагоны со стройматериалами, шефствовать над учениками сельской школы, заниматься спортом – высоко нести звание комсомольца. Два года провел я на ударной комсомольской стройке. Это время закалило меня, меньше стал бояться трудностей, меня ставили в пример как хорошего производственника. Лет пять назад побывал в Мылках и увидел, что те дома, которые мы строили, еще стоят и в них живут семьи железнодорожников.
Шефская помощь
Подходил к концу последний третий год службы. Наша часть дислоцировалась примерно в ста километрах от Новосибирска. Строительный батальон рыл котлован для установки ракет для обороны большого города. Трудились упорно, не считаясь со временем, тем более что до демобилизации оставалось 2-3 месяца.
В начале августа в батальоне прошло комсомольское собрание. Замполит части майор Зайцев изложил ситуацию:
– В соседнем совхозе хороший урожай овощей. Сами не успевают собирать, просят помощи. Надо помочь сельчанам.
На том и порешили. В воскресенье, когда можно было отдохнуть, большинство наших ребят выехало на совхозные поля. Собирали в основном огурцы, а кое-где уже и помидоры покраснели. До позднего вечера складывали в ящики дары полей, грузили их на машины. И уже в сумерках, с молчаливого одобрения командиров, устроили на деревенской улице вечер отдыха с танцами и песнями.
И еще два выходных в августе мы посвятили оказанию шефской помощи. Дирекция совхоза щедро одаривала нас овощами, которые шли на пополнение солдатского меню, потом на общем построении директор совхоза вручил нашему командиру Благодарственное письмо, а комитет комсомола части наградил особо отличившихся похвальными листами. Одна такая награда досталась и мне.
Кстати, после такой шефской помощи оказались «потери» среди личного состава нашей части. После демобилизации четверо солдат сменили дальневосточную прописку, стали сибиряками, оставшись жить с полюбившимися девчатами в совхозе. И наоборот, троих девушек увезли наши парни с берегов Оби на берега Амура.
Луч «Комсомольского прожектора»
В члены КПСС меня приняли в 1970 году. Работал я в то время в Охотске заведующим отделом в районной газете «Охотско-эвенкийская правда». Как молодому коммунисту дали партийное задание: освещать на страницах газеты и на районном радио работу районного штаба «Комсомольского прожектора».
Работы было много. Ежемесячно готовил страницу в газете, дважды в месяц делал на радио спецвыпуск «Сердце Данко», посвященный комсомольским проблемам. Выезжали с активистами на рыбацкие станы, рыбозаводы, выходили в море на промысловых судах. Выявляли не только недостатки производственного процесса, но и подмечали передовой опыт, распространяли в районной прессе новинки, печатным словом поощряли новаторов.
В апреле 1972 года первый секретарь райкома комсомола Борис Корсунский вручил грамоту, отметив таким образом мою активную работу по подготовке и проведению рейдов «Комсомольского прожектора» и оформление материалов.
***
Такова была наша юность, незабываемые годы, связанные с комсомолом. Вспоминаются слова песни «Прощание с Братском», которую исполнил известный актер Юрий Пузырев. Кстати, именно он впервые спел в фильме «По ту сторону» «Песню о тревожной молодости», ставшую своеобразным гимном комсомола: «И пускай говорят, что вся жизнь впереди, только юность нельзя повторить…»
А жаль!
Илья Липин