Трагедия Российской империи

Трагедия Российской империи - Митинг на Знаменской площади Петрограда. Февраль 1917 г.

Фото с сайта gmichailov.livejournal.com

Митинг на Знаменской площади Петрограда. Февраль 1917 г.

Февраль 1917 – сложно назвать точную дату февраля, отправную точку новой истории, нового века, новой России, уже другой…

Но именно второй месяц 1917 года стал роковым. С него Россия вступила на путь, дорогу, которую отнюдь ни прямой, ни ровной не назовешь, а больше бездорожье и распутица.

Как определить эти события, как их назвать? Историческая наука, как и любая другая, требует если не точности, то определенной внятности. Люди, рожденные в СССР, с уверенностью могут дать определение – Февральская буржуазно-демократическая революция, затем была Великая Октябрьская социалистическая, и тоже революция, затем Гражданская война — так в школе учили.

Сегодня в школе XX век изучают в выпускных классах — 9, 11-х. И в школьных учебниках по-прежнему события февраля 1917 года представлены как революция, только без особых характеристик – «буржуазная», «демократическая».

В учебнике по истории России за 9 класс (История России. XX — начало XXI века. 9 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. М.: 2013) тема параграфа обозначена как «Свержение монархии», и уже в тексте авторы объясняют причины революции и описывают революционные события в Петрограде.

В настоящее время, в связи с распространением концепции нового образовательного историко–культурного стандарта, многие вопросы изучения в школьном курсе истории если не пересмотрены, то предлагается новый взгляд, предлагаются так называемые «сложные вопросы истории», суть которых: подумаем, поразмышляем и т.п., отсутствуют те штампы, которыми страдала советская историография.

Так, в рассматриваемый период новый стандарт предлагает две даты.

26 февраля – расстрел демонстрации на Знаменской площади Петрограда, переход воинских частей на сторону восставших.

27 февраля – формирование временного комитета Государственной Думы

Возникает масса вопросов, не правда ли? А почему именно эти даты, а что, это была единственная демонстрация или единственный расстрел? А почему важно формирование временного комитета ГД, а не созданное на его основе Временное правительство, которое и призвано было созвать Учредительное собрание, определившее дальнейшую судьбу России, ее форму государственного устройства, ее политический режим?

Вопрос, который вызывает особые сложности изучения данного периода, формулируется, как причины, последствия и оценка падения монархии в России и прихода к власти большевиков. В данной формулировке события февраля революцией не названы. Так как все объясняется просто — современный взгляд на историю России периода с февраля 1917 года по 1922 год – это Великая российская революция (в соответствии с новым историко-культурным стандартом преподавания истории в школе и единым учебником по истории).

Если в целом дать характеристику рассматриваемым событиям: время, место, продолжительность, то вряд ли их можно назвать глобальным понятием «революция». Место – только Петроград, дальнейшего территориального распространения во­оруженные столкновения и все, что сопровождает революционные действия, не получило; продолжительность – неделя (23 февраля — 2 марта), события развиваются стремительно, максимально быстро, с минимальным количеством жертв (для сравнения можно вспомнить Великую буржуазную французскую революцию). То есть если взять самое банальное определение революции, оно ему  не соответствует. Кроме того, по мнению некоторых ученых, у всех революций (общественно-политических), вне зависимости от времени, места, можно найти одинаковые черты. Иными словами, есть единая формула, схема, куда вклинивается любая революция («Великие революции. От Кромвеля до Путина». И.Стародубровская, В.Мау).

Любой свершившийся факт в истории, любое событие не может произойти вдруг и сразу, всегда есть предыстория. Есть ряд предшествующих событий, которые могли послужить толчком, определенной силой. Можно ли справиться с этой силой, можно противостоять толчкам?.. Это другой вопрос.

Говоря уже о свершившемся факте, мы не должны его подстраивать под заранее заданную схему, мы не можем искать правых и виноватых, хороших и плохих, нам, потомкам, гражданам, людям необходимо проанализировать, понять, а почему и как. «… Кругом измена, трусость и обман». (Из дневника российского императора Николая II. 2 марта 1917 года).


В.А. Каштанюк,

кандидат исторических наук, доцент

 

В начале XX тысячелетия Российская империя крепко стояла на ногах (вопреки стереотипам образования советской школы):

  •  В России налоги до Первой мировой войны были самыми низкими во всем свете. (…)
  •  В период между 1890 и 1913 гг. русская промышленность учетверила свою производительность. Ее доход не только почти сравнялся с поступлениями, получавшимися от земледелия, но товары покрывали почти 4/5 внутреннего спроса на мануфактурные изделия.
  •  Накануне революции русское земледелие было в полном расцвете. В течение двух десятилетий, предшествующих войне 1914-1918 гг., сбор урожая хлебов удвоился. В 1913 году в России урожай главных злаков был на 1/3 выше такового же в Аргентине, Канаде и США вместе взятых.
  •  Промышленное развитие в Российской империи естественно сопровождалось значительным увеличением количества фабрично-заводских рабочих, экономическое благосостояние которых, равно как и охрана их жизни и здоровья, составляли предмет особых забот императорского правительства.
  •  В царствование императора Николая II, до созыва I Государственной Думы, были изданы специальные законы для обеспечения безопасности рабочих в горно-заводской промышленности, на железных дорогах и предприятиях, особо опасных для жизни и здоровья рабочих, как то: на пороховых заводах, в Экспедиции по заготовлению государственных бумаг и т.п.
  •  Детский труд до 12-летнего возраста был запрещен, а несовершеннолетние и лица женского пола не могли быть нанимаемы на фабричную работу между 9-ю часами вечера и 5-ю часами утра.l Размер штрафных вычетов не мог превышать одной трети заработной платы. Штрафные деньги поступали в особый фонд, предназначаемый для удовлетворения нужд самих рабочих.
  •  По тому времени Императорские социальные законы были несомненно самыми прогрессивными в мире. Это заставило Тафта, тогдашнего президента США, за два года до Первой мировой войны публично заявить в присутствии нескольких русских высокопоставленных лиц: «Ваш император создал такое совершенное законодательство, каким ни одно демократическое государство похваляться не может». (…) В царствование императора Николая II народное образование достигло необыкновенного развития. В начале 1913 года общий бюджет народного просвещения в России достиг к тому времени колоссальной цифры, а именно: 0,5 миллиарда рублей золотом.
  •  Первоначальное обучение было бесплатным по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 году число их превысило 130 000.
  •  По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала в XX веке первое место в Европе, если не во всем мире. (…)

(Бразоль Б.Л. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах. 1990)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *