Три струны для Сибири

Японский музыкант сравнил звучание своего инструмента со снежной бурей в Биробиджане 

Концертный зал областного колледжа культуры принял музыкальный коллектив из Японии «Мацумото Байсё» (название коллектива — это имя его руководителя), извлекающий звуки из инструментов, изобретённых сотни лет назад. Музыка трехструнной японской гитары – сямисэна – перенесла Биробиджан на 450 лет назад в средневековую Японию…

Рассказывая об истории музыкального инструмента, японские гости сравнили его с русской балалайкой. Хотя внешне  сямисэн больше похож на гитару или среднеазиатскую домбру.

Слушателями группы «Мацумото Байсё» стали в основном учащиеся Биробиджанского колледжа культуры и детской музыкальной школы. Несмотря на специфичность восточной музыки, в зале наблюдался искренний интерес к ней и к исполнителям.

Со своим коллективом Мацумото исполнил как традиционные японские мелодии, так и мелодии префектуры Ниигата, которые сопровождались пением самого исполнителя и танцами Уэда Чихо. А еще музыкант использовал одну из разновидностей традиционного инструмента – цугару-сямисэн – для сопровождения… роковой композиции. И, знаете, публику впечатлило! 

Параллельно с выступлением Мацумото Байсё знакомил биробиджанских зрителей с историей и особенностями звучания сямисэна. Так, цугару-сямисэн он сравнил… с погодой в Биробиджане в день выступления — первым настоящим снегопадом. 

Одним из музыкантов коллектива – Уэхаро Байгэн – была использована импровизация. Мацумото представил его публике как очень талантливого и способного молодого человека, в шутку упомянув о том, что он еще холост.

В завершении своего выступления Мацумото и Уэхаро специально для русского слушателя исполнили две композиции в сопровождении сямисэна – «Сибирь» и «Катюша». В «Сибири» отчетливо узнавался «Огонек» – знаменитая фронтовая песня, но аранжированная как русская народная. А «Катюша» приобрела восточные черты, весьма привлекательные…

Полуторачасовой концерт традиционной японской музыки прошел на одном дыхании и у артистов, и у российской публики. Последняя выражала  восторг возгласами, достойными страстей на выступлении рок-звезд. И после концерта многие молодые зрители спешили сфотографироваться с японскими музыкантами. А мы решили взять интервью у Мацумото Байсё.

— Мацумото-сан, в мире сейчас наблюдается тенденция к спаду интереса к традиционной культуре. Есть ли данная тенденция в Японии и, в частности, каков там интерес к своей традиционной музыке? 

— Это же наблюдается и в Японии. Большое влияние оказывает европейская музыка, и в школах традиционная музыка почти не изучается. Можно даже сказать о том, что большинство японцев не проявляют достаточного интереса к своей традиционной музыке. Если говорить о цугару-сямисэне, то для молодежи инструмент интересен тем, что он лучше передает индивидуальность человека. Но даже при этом молодых людей, которые занимаются на этом инструменте, очень мало.

— Существует множество видов сямисэна. Сегодня было представлено два из них: традиционный и цугару-сямисэн. Почему для российской публики выбраны именно они?

— Я выбрал эти инструменты, потому что на каждом из них можно исполнять произведения различных жанров. Их можно назвать универсальными. Надеюсь, концерт вас в этом убедил.

— За четыре с половиной века в музыке для сямисэна появлялось множество направлений. Какие-то из них видоизменялись, какие-то навсегда уходили в прошлое. Какова сегодняшняя ситуация?

— Есть такие элементы в музыке сямисэна, которые не менялись на протяжении всего времени существования этого музыкального инструмента. Но при этом важно, чтобы интерес к этой музыке и инструменту проявлялся и со стороны молодёжи. Сейчас тенденция в традиционной музыке направлена именно на это. На сямисэне исполняются не только традиционные композиции, но и рок-музыка, и другие современные направления. 

— В одном из англоязычных источников я прочитал, что при изготовлении сямисэна используется кошачья либо собачья кожа. Защитники животных считают это недопустимым. Так ли это? Пытаются ли найти замену подобным материалам?

— Да, действительно это так, кожей животных обтягивают корпус сямисэна. В последнее время замену пытаются найти, однако еще не нашли такого материала, от которого не пострадало бы звучание.


 

Никита АНТОНОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *