Тридцать лет с «Родиной»

Тридцать лет с «Родиной»

Фото из личного архива Сергея Капитонова

Художник Сергей Капитонов был лучшим оформителем в истории Биробиджанского кинотеатра

В советские годы главным досуговым учреждением нашего города являлся кинотеатр «Родина». Хотя он был не единственным кинотеатром (фильмы шли в летнем кинотеатре «Юность», в клубах швейной фабрики и «Сельхозтехники», в домах культуры на Сопке и в поселке Биршоссе 10 км, в районе Авторемзавода и на агитплощадках), но залы главного кинотеатра почти никогда не пустовали. Когда же шли особо интересные фильмы, билеты приходилось приобретать заранее – за несколько дней до сеанса.

В кино люди ходили часто. Компьютеров тогда еще не было, а по телевизионным каналам (их было всего два) новые фильмы шли редко. Недаром во время показа сериалов «Семнадцать мгновений весны» или «Место встречи изменить нельзя» улицы города пустели – все находились у телеэкранов.

В кинотеатр на хорошие фильмы ходили по нескольку раз. Одна моя знакомая – поклонница индийского кино – смотрела фильм «Танцор диско» двадцать (!) раз. Хотя я бы этот фильм хорошим не назвал.

В коллективе кинотеатра тогда трудилось несколько десятков человек, одних киномехаников было двенадцать. В двух кинозалах фильмы крутились почти до полуночи, последний киносеанс начинался в 22 часа. Еще киножурналы показывали в фойе кинотеатра – это называлось «дневное кино». Специальная установка позволяла смотреть фильмы без затемнения.

Вы думаете, что поход в кино начинался с покупки билета? Начинался он со знакомства с рекламными щитами – работой художника Сергея Капитонова. Сергей проработал художником в «Родине» тридцать лет. Редкий случай, ведь большая часть представителей этой профессии на одном месте долго не задерживалась. В те годы профессия художника-оформителя была востребованной и многие мастера плакатных перьев и флейцевых кистей «порхали» с места на место в поисках больших заработков.

Работа Сергея в кинотеатре началась с недоразумения. Он нарисовал большую рекламную афишу к фильму «Чингачгук – Большой Змей», во всей красе изобразив блистательного актера Гойко Митича. Этот югославский актер, исполнивший множество ролей в фильмах про индейцев, был кумиром советских подростков.

Афишу пришлось переделать. Существовало правило: рисунки выполнялись только к советским фильмам, а зарубежное кино удостаивалось лишь шрифтовой рекламы. Вышеназванный фильм хоть и снимался в социалистической стране ГДР, но все же считался не нашим.

К выполнению киноафиш предъявлялись серьезные требования. Необходимо было в обязательном порядке указывать название киностудии, страну производства, возрастные ограничения (в виде надписи: «Дети до 16 лет не допускаются»). Писалось, цветной это фильм или черно-белый, широкоэкранный или широкоформатный.

Многие кинозрители, наверное, обращали внимание, что буквы в афишах обводились по контуру белой или темной краской. Такое написание было не только выражением фирменного стиля художника, но и соответствовало требованиям к написанию рекламы. Обведенные буквы без труда могли прочитать дальтоники – люди, лишенные возможности различать некоторые цвета.

Были дни, когда реклама писалась буквально за минуты. После смерти очередного генсека в стране объявлялся траур, и срочно вывешивалась афиша какого-либо скучного фильма из советской киноклассики, написанная исключительно черной краской.

Работы у Сергея было много. За месяц для «Родины» приходилось выполнять восемь больших рисованных афиш и три десятка шрифтовых информационных плакатов. Летом еще писались афиши для «Юности». Об объеме выполняемой работы говорят следующие факты. Раз в год в кинотеатр доставляли трехтонный контейнер с гуашевой краской и к концу года она заканчивалась. Для грунтовки щитов в год использовалась тонна мела и 50 кг столярного клея.

Три года подряд кинотеатр «Родина» признавался лучшим по оформлению кинотеатром на Дальнем Востоке. Трудно поверить, но реклама, выполненная Сергеем Капитоновым, три раза «обходила» рекламные плакаты лучшего хабаровского кинотеатра «Гигант».

Хабаровская реклама действительно соответствовала названию своего кинотеатра. Гигантские рисованные афиши площадью в несколько десятков квадратных метров производили не слабое впечатление.

Работа художника кинотеатра сводилась не только к написанию афиш и плакатов, приходилось заниматься и оформлением интерьера. Многие ли биробиджанцы помнят, что в фойе кинотеатра, примерно там, где сейчас находятся кассы, располагался фонтан? Его соорудил Сергей в 1986 году. В середине фонтана красовались роскошные лилии, из воды выглядывали крокодил и рыбка, а на камне сидел медвежонок. Все они были изготовлены из бетона и раскрашены масляными красками. Внутри животных проходили медицинские трубочки, подключенные к системе водоснабжения. Весь этот бетонный мини-зоопарк весело брызгал водой. Дети были в восторге от яркого фонтанчика.

Здесь же, рядом с малым залом, можно было сыграть партию в шахматы. Шахматные фигуры, высотой в полметра, вырезал из дерева умелец Карим Габдулин, а раскрасил их Сергей.

Сергей Капитонов с женой

В кинотеатре Сергей Капитонов встретил свою любовь. Александра, как и Сергей, всю жизнь проработала в «Родине». Молоденькой девчонкой она устроилась сюда киномехаником и больше не искала другой работы.

Совместный трудовой стаж в кинотеатре «Родина» семьи Капитоновых составляет почти семьдесят лет. За многолетний труд в 1993 году Сергей Капитонов удостоился звания «Почетный кинематографист России».

Когда в Биробиджане начал работу единственный профессиональный театр «Кудесник», пригласили туда Сергея. «Родине» он изменять не стал – остался на прежнем месте, но и кукольному театру не отказал в помощи, изготовил эскизы кукол и декорации к трем первым спектаклям.

Сотрудничал художник и с областной газетой «Биробиджанская звезда». Журналист Михаил Клименков предложил ему рисовать сатирические комиксы. Так появились «Приключения Эли Ватора» – веселые картинки, критикующие работу общественного транспорта, поднимающие проблему мусора на улицах, скользких дорог и так далее.

В 1990-е годы профессия художника-оформителя стала понемногу исчезать. Уже не писались лозунги и транспаранты, из общественных зданий и производственных цехов исчезли профсоюзные уголки, стенды с социалистическими обязательствами и прочая «оформиловка». С появлением компьютеров отпала надобность в написании вручную различных объявлений, схем, графиков. Потом всевозможную рекламу, красочные вывески и оформление интерьеров стали изготавливать в мастерских с применением современных технологий. Место художников-оформителей заняли дизайнеры. Умение рисовать дизайнеру совершенно не требовалось.

В Биробиджане остались всего два официально трудоустроенных художника – Сергей Капитонов и Сергей Якимов, работающий во Дворце культуры. Когда в кинотеатре сменился собственник, Сергею Капитонову пришлось освободить мастерскую.

Много художников, потерявших работу, спились или ушли из жизни. Сергей стал писать картины. Занятие живописью позволяет снова ощутить себя нужным и востребованным, хотя продажа живописных работ большим доходом художника не обеспечивает (цены на картины в Биробиджане в два-три раза ниже, чем в Хабаровске). Просто он не может сидеть без дела.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *