Триумф биробиджанской киностудии

Триумф биробиджанской киностудии

Фото из открытых источников

Рассказ о детской киностудии при ДПШ областного центра следует начать с ее организатора и руководителя Ефима Николаевича Фельдмана.

Это был, без преувеличения сказать, талантливый и одаренный человек, ипостаси которого  –  как фотографа, художника, поэта и, главное, как тонкого детского воспитателя – великолепно сочетались, а его питомцы из фотокружка неизменно занимали призовые места на всех городских смотрах и конкурсах по фотоискусству

 Передавая ребятам свой богатый творческий опыт в области фотографии, Ефим Николаевич не оставлял мечту освоить киносъемку. Такой случай неожиданно представился. Как-то из Дальневосточной киностудии документальных фильмов для съемки работы биробиджанского ДПШ приехал кинооператор. Ефим Николаевич поделился с ним своей мечтой. Оператор из Хабаровска не только одобрил эту идею, но и  пообещал техническую помощь. Поддержка соседей не заставила себя долго ждать. Для новоиспеченной детской киностудии Дальневосточная киностудия выделила съемочную кинокамеру «Хроникон» с некоторым запасом пленки. Хабаровчане обещали консультировать вчерашних фотокружковцев в новой деятельности.

Ефим Николаевич, сменив фотоаппарат на кинокамеру, со временем стал специалистом-киношником, проявив себя как режиссер и постановщик документального фильма.

f-2Первые пробные отснятые фрагменты не радовали юных операторов – киносъемка давалась им труднее, чем фотография. Невзирая на первые неудачи, Ефим Николаевич смог убедить своих питомцев в успехе нового увлечения, и успех пришел. Это был первый киножурнал «Биробиджанский пионер» выпуска 20 мая 1957 года – ко Дню рождения пионерии. А в 1959 году на первом Всесоюзном смотре любительских кинофильмов пятому выпуску киножурнала «Биробиджанский пионер»  было присуждено первое место среди работ школьников. Ефим Николаевич и группа воспитанников были приняты в Московском доме кино известным советским режиссером Григорием Рошалем.

Учитывая престижность для города и области, горисполком вскоре принял решение пристроить к зданию ДПШ отдельное (предназначенное только для киностудии) помещение, которое в рекордные сроки в 1960 году было построено и сдано, как принято говорить, под ключ. Пристройка по своему проекту и содержанию напоминала настоящую киностудию, разве что в миниатюре. Были здесь и просмотровый зал на 50 человек, и монтажная для обработки пленки, комната для печати, мультцех, звукоцех, дикторская. Коротко говоря, были созданы все условия, чтобы ребята, ведомые талантом своего руководителя, творили искусство, удивлявшее самых высоких специалистов кино. Поздравляя с открытием первой в СССР детской киностудии, режиссер Григорий Рошаль отметил, что ждет новых содержательных фильмов, созданных пионерами Биробиджана.

Помощь в оснащении детской киностудии не знала границ: шефы из Дальневосточной киностудии подарили ребятам мультстанок, киносъемочную камеру, осветительные приборы. Областное радио выделило два стационарных магнитофона, которые мне, по просьбе Ефима Николаевича, пришлось пустить в действие вместе с другими техническими устройствами. Пока я вел монтаж звукоцеха и принимал участие в создании кинофильма, мне приходилось часто обсуждать технические вопросы с Ефимом Николаевичем. Он любезно предложил мне остаться работать в киностудии в должности звукооператора, в коей я творчески трудился 5 лет. Значительную помощь получила детская киностудия и от Центральной студии документальных фильмов. Москвичи отправили своим юным коллегам очень необходимую в кинопроизводстве проявочную машину. Местный кинопрокат подарил монтажный стол. Для полной доводки отснятого кинофильма необходимо было решить одну задачку – технически соблюсти синхронность звука с отснятым кинофрагментом. На первый взгляд, сделать это было вроде несложно, но практически реализовать с ходу ее не удавалось.

В тот исторический вечер, когда мы опробовали всю эту техническую систему в действии, мы покинули киностудию к полуночи. Сделали несколько проб, пока не добились желаемого результата.

С пуском звукоцеха детская киностудия расширила свои возможности. Когда не стало хватать пленки, выделяемой Дальневосточной студией кинохроники, ребята обратились к министру культуры СССР Екатерине Фурцевой с просьбой «помочь в выделении кинопленки негативной 10000 метров, позитивной 5000 метров». Названное количество пленки ребята скоро получили, и для кипучей творческой работы преград больше не было.

В 1960 году пришел новый успех: на втором Всероссийском смотре в северной столице за фильмы «Дорогие мамы» и «Пионерские ступеньки» киностудийцы из Биробиджана получили дипломы и премии государственного радио и телевидения. А в 1962 году на втором Всесоюзном смотре за фильм «12 дней в Кульдуре», рассказывающий о живой воде курорта, биробиджанцы удостоились премии министерства республики. Этот фильм показывали в московском кинотеатре «Россия», на центральном телевидении, в павильоне юннатов ВДНХ, в Хабаровске и в других городах Дальнего Востока. Благодаря творческому труду ребят центр еврейской автономии стал известен на всю страну.

По инициативе облоно юные кинолюбители начали работу над первым рисованным фильмом «Однажды». Вот здесь-то и пригодились художественные способности Ефима Николаевича. Вся напряженная работа над «мультиком» направлялась его глубоким пониманием в построении задуманного сюжета. За годы совместной работы воспитанники Ефима Николаевича стали умелыми постановщиками, операторами и режиссерами талантливых фильмов. Вот почему рождение мультипликационного фильма проходило в творческих спорах и бурных обсуждениях каждого фрагмента. Были разработаны система станочников и специальное оборудование для рисования. Около 400 ребят трудились над фильмом полный учебный год. За это время было сделано 13000 рисунков. Работа над мультфильмом «Однажды» была успешно завершена к 19 мая 1964 года. Представленный в апреле 1965 года на Всесоюзный смотр мультфильм вызвал, как говорится, фурор. «Мультик» был удостоен диплома журнала «Фитиль», почетной грамоты ЦК ВЛКСМ, диплома первой степени Союза работников кинематографии СССР.

Популярность биробиджанской детской киностудии росла в стране из года в год. К этому времени ее уже посещали 80 мальчишек и девчонок, среди которых и по «стажу», и опыту работы выделялись лидеры. Это были те, кто первыми в киностудии взяли в руки кинокамеру – Семен Эпштейн, Леня Казавчинский, Витя Коган, Валя Дубко. Переступив детство, они не бросили любимое дело. С благословения своего учителя Ефима Николаевича Фельдмана они посвятили себя работе на телевидении и в документальном кино.

В 1972 году по семейным обстоятельствам Ефиму Николаевичу Фельдману пришлось уехать из Биробиджана. Его детище – киностудию – приняли другие, пожелавшие продолжать славные дела биробиджанских киношников. Но увы! Эти попытки не увенчались успехом. Работа киностудии после отъезда Ефима Николаевича разладилась, стала все более угасать. К сожалению, в областном центре не нашлось второго такого же талантливого человека и руководителя, каким был Ефим Николаевич, и знаменитая биробиджанская детская киностудия, прославившая нашу малую родину, прекратила свое существование.

Считаю, что имя организатора и руководителя биробиджанской детской киностудии, человека-легенды Ефима Фельдмана незаслуженно предано забвению. Предлагаю установить на здании Центра детского творчества мемориальную доску в его честь.


Юрий Файнзильберг

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *