Труд, май и молодые профессионалы

Техникумы и колледжи могут стать обладателями самого современного  производственного оборудования. А всегда ли готов к этому подтянуться бизнес?

Своё видение подготовки рабочих кадров для промышленности и аграрного комплекса региона излагает заместитель председателя комитета образования ЕАО Илья КАРЕПОВ

 

— Илья Валерьевич, велик ли сегодня «пул» профессиональных учебных заведений области?

—        Система профессионального образования в ЕАО представлена восемью учреждениями. Это Приамурский госуниверситет им. Шолом-Алейхема (федеральное образовательное учреждение) и семь областных. Пять из них находятся в ведении комитета образования ЕАО: политехнический техникум (бывшее ПУ-3), технологический техникум (бывшее ПУ-1), сельскохозяйственный техникум в Ленинском районе, многопрофильный лицей в Амурзете (бывшее ПУ-7) и технический колледж в городе Облучье (тоже бывшее ПУ). Колледж культуры и медицинский колледж находятся в ведении соответствующих управлений правительства области.

Учиться можно так
… а можно и вот так

Обратите внимание, что переименование практически повсеместно связано с повышением уровня проф­образования, который даёт данное учебное заведение, и появлением там новых специальностей. В определённой степени это помогло популяризировать данные учебные заведения у абитуриентов. А ещё рабочие специальности стали более востребованы на региональном рынке труда.

—        По каким новым специальностям, направлениям стали обучать на территории области?

В связи с развитием горной добычи (в частности на Кимкано-Сутарском ГОКе) с 2011 года у нас стали готовить по профессии «Ремонтник горного оборудования», затем — «Обогатитель полезных ископаемых», чего раньше не было. Правда, тогда немного затянулся ввод в эксплуатацию горно-обогатительного комбината. А мы — система образования —  работали на опережение. Также в последние годы была открыта подготовка по профессиям и специальностям среднего профессионального образования, в том числе: «Токарь», «Мастер сухого строительства», «Сварочное производство», «Технология продукции общественного питания» и ряду других, востребованных в Еврейской автономной области.

В связи с наличием острой потребности образовательных учреждений Еврейской автономной области в педагогических кадрах со средним профессиональным образованием в 2016 году открыта подготовка по специальности «Дошкольное образование», а в 2017 году — «Преподавание в начальных классах» на базе технологического техникума.

В целом мы стараемся ориентироваться на потребности экономики региона. Определённые профессии в разное время исчезли: например, оператор ЭВМ или художник-оформитель и другие. Зато сформирован перечень востребованных профессий: мастер дорожных и строительных машин, мастер сухого строительства, мастер сельхозпроизводства, мастер по ремонту и обслуживанию автотехники, машинист-крановщик. Не осталась в стороне сфера услуг: повар, кондитер, парикмахер…

— С расширением возможностей обучения ясно. А много ли молодых людей (парней) возвращается на прежнее рабочее место, вообще в «дипломную» профессию после службы в армии? Ждут ли их работодатели?

—      Такой статистики не ведётся. Отслеживается число поступивших на работу по специальности студентов после окончания вузов или учреждений среднего профессионального образования. Но вы подсказали интересное направление для изучения ситуации.

Например, Кимкано-Сутарский ГОК — привлекательное сегодня место работы по зарплатам. Студенты облученского техникума, проходя там практику, заранее узнают это предприятие, а часть из них приняты на работу и даже получают заработную плату. Но порядка 20-25 процентов парней после окончания учёбы уходят в армию, и не все потом придут на комбинат.

—        А работодатели как-то стараются сами, дополнительными мерами, закрепить за собой потенциальных работников?

—      Законодательно существует возможность целевого обучения с дальнейшим предоставлением места работы и отработкой на этом месте определённого количества лет. Сейчас, например, область пытается таким образом привлекать на работу молодых врачей после вузов.

Но бизнес у нас в основном мелкий и средний — помогать студенту стипендиями такой предприниматель вряд ли возьмётся. А через несколько лет, когда учёба в вузе или техникуме завершится, фирма, отрасль могут находиться в совершенно иной экономической ситуации. Или сменить профиль. Работодатель зачастую не может точно сказать, что будет с его предприятием через несколько лет.

—        Значит, проблема в длинных сроках профобучения.

Профессиональные образовательные учреждения могут реализовывать короткие программы профессионального обучения по рабочим профессиям в три-четыре месяца. Был бы запрос. Это может быть и получение профессии «с нуля», лицом, не имевшим ранее профессии, это может быть повышение квалификации по уже имеющейся рабочей профессии или профессиональная переподготовка. Например, по инициативе одного работодателя группа молодых парней обучалась на токарей именно для его предприятия и за счет средств работодателя.

Также в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров.

Кстати, ранее несколько лет на территории области не велась подготовка токарей. В техникуме не было даже токарных станков! Но была областная программа, по которой мы приобрели российские токарные, фрезерные станки. А мастер производственного обучения когда-то был начальником цеха на ЗСТ — у него колоссальный опыт.

Что до появления молодых мастеров-преподавателей в наших техникумах и колледжах, то  Максим Цупко — наш первый серебряный призёр полуфинала Национального Чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) – сейчас работает мастером производственного обучения в своём техникуме. Наличие опыта профессиональных соревнований по международным стандартам — это важное дополнение к личному мастерству. Сейчас ещё один молодой профессионал — Роман Просвиркин — находится со своим преподавателем на отборочном этапе в Комсомольске, где борется за право участия в финале национального чемпионата. Туда съехались сварщики со всей России, занявшие первые места в региональных чемпионатах. Мы за Романа, конечно, все болеем…

— А возможно предприятиям готовить рабочих из молодёжи самим, на своей базе, по типу старого фабрично-заводского обучения?

— Предприятию для осуществления образовательной деятельности (а обучение профессии — это именно образовательная деятельность) необходимо также получить лицензию. У Кимкано-Сутарского ГОКа такая лицензия есть, они обучают или переобучают работников под свои потребности. Но это крупное предприятие, обладающее немалыми средствами и нуждающееся в значительном числе людей на данном этапе.

А буквально два года назад было поручение Президента рассмотреть возможности получения школьниками профессионального образования с использованием инфраструктуры существующего профобразования. Мы такую работу провели. Два года назад политехнический техникум и технологический техникум заключили договор о взаимодействии со школами №6 и №16 Биробиджана. Старше­классники один день в неделю приходили в техникумы и в течение двух лет получали профессии электросварщика ручной сварки, монтажника каркасно-обшивных конструкций, парикмахера, портного. При этом они зачислялись в техникумы, но программа среднего общего образования осваивалась в школе в полном объёме.

И мы это сделали ещё до появления методических рекомендаций
Минобрнауки России, где была описана такая модель, опять удачно сработав на опережение. Ещё до окончания школы ребята получили свидетельства об овладении профессиями.

По отзывам педагогов, это и молодым людям понравилось, и их родителям, что немаловажно. Думаю, этот опыт приживётся и в профессиональных учебных заведениях сельских районов.

—        Надеюсь. Как раз недавно у нас в газете вышла статья «Время самоучек ушло» о дефиците на селе имеющих достаточную квалификацию механизаторов, водителей и т. п. А в чём именно будет заключаться модернизация профессионального образования в ЕАО в ближайшее время? Какие учебные учреждения в первую очередь затронет и откуда на это придут средства?

—      В первую очередь обновление коснётся материально-технической базы. Профессиональные кадры будущего нельзя готовить на устаревшем оборудовании. Сегодня в Биробиджанском политехническом техникуме учебное оборудование бывает современней, чем на действующих предприятиях города.

Сегодня мы точно знаем: Еврейской автономной области в 2018 году будет выделено 131,5 млн рублей на модернизацию материально-технической базы профобразования в рамках Плана социального развития центров экономического роста Еврейской автономной области. Губернатор области А.Б. Левинталь защитил План на уровне полпреда Президента в ДФО. В этом стремлении нас также поддержали Минобрнауки и Минвостокразвития. За счет этих средств планируется приобрести тренажёры-имитаторы различных видов техники, сварочные аппараты и учебно-производственное оборудование. Вероятно, на ближайшее время учебные заведения будут обладать наиболее «продвинутой» производственно-технической базой в ЕАО.

Оправдано ли это? Несомненно. Мы опять стремимся сработать на опережение. Это оборудование обязательно появится на наших предприятиях, и молодые люди должны прийти подготовленными к работе на нём. А предприниматель не должен бояться, что новичок сломает дорогой станок или машину, а качественно выполнит свою работу. Тогда и произойдёт технологический подъём в производстве, и возрастёт производительность труда. Система образования всё для этого делает, «пробивает» средства, повышает квалификацию педагогов и мастеров производственного обучения. Обучение осуществляется за счет средств областного бюджета. Задача бизнеса — вовремя воспользоваться предлагаемыми условиями. И будет все – и мир, и труд, и яркий май.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *