Цена чистой воды – 8 000 000 000 рублей

Цена  чистой воды – 8 000 000 000 рублей - Не пей воду из-под крана — она грязная!

Фото с сайта фото liveinternet.ru

Не пей воду из-под крана — она грязная!

Об этом наш специальный корреспондент узнал, пройдя по следам  публикации «На воду подали в суд»

Цифру порядка в восемь миллиардов рублей, необходимую для модернизации систем водоснабжения и водоотведения, назвал Александр Корж, начальник управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области.

Как помнят наши постоянные читатели, «Биробиджанская звезда» в номере за 27 сентября 2017 года  опубликовала корреспонденцию под заголовком «На воду подали в суд». В ней шла речь о том, что часть проб питьевой воды, взятых в прошлом году управлением Роспотребнадзора по ЕАО, не соответствовала  санитарным нормам и правилам. В них отмечены отклонения по цветности, мутности и содержанию солей железа. Сегодня газета продолжает разговор о причинах недостаточно высокого качества питьевой воды.

—      В области сегодня более 70 сооружений, которые поднимают воду из артезианских скважин. Вся она, без исключения, из подземных горизонтов и распределяется по сетям. Их у нас более трехсот километров, и порядка 70 процентов — в ветхом состоянии, —  говорит начальник управления жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО Александр Корж.

По его мнению, необходим комплексный подход, чтобы перейти от некачественного водоснабжения хотя бы к «нормативному». Это большие финансовые затраты. Если считать по всей территории области, то на замену ветхих сетей потребуется около восьми миллиардов рублей. Для муниципальных образований эта сумма заведомо неподъемна.

—      Государство говорит нам: передавайте все в концессионное соглашение, в государственно-частное партнерство. Но у нас на территории области заключено только несколько концессионных соглашений. Почему? Просто предприниматели, так называемые потенциальные инвесторы, не очень-то хотят принимать объекты ЖКХ в аварийном состоянии, —   говорит А. Корж.

И такая реакция бизнеса, в общем-то, вполне предсказуема… Значит, вкладывать деньги в коммунальное хозяйство области придется в рамках инвестиционной программы.

— На один объект разово потребуется, по грубым прикидкам, сто миллионов рублей, чтобы заменить ветхие сети новыми, почистить скважины, закупить, смонтировать современное оборудование, провести пусконаладочные работы. Но все прекрасно понимают, что если включить эти работы в инвестиционную программу, то основные расходы лягут на плечи населения, – продолжает А. Корж. — Ему, населению, придется платить за модернизацию сетей и водозаборов из своего кармана.  Поскольку инвестор пришел, вложил свои деньги в ЖКХ, он будет стараться вернуть свои средства как можно быстрее. Это первая проблема.

Вторая, связанная с первой, – государство ограничивает рост платежей населения за коммунальные услуги.
В итоге компенсации плавно переходят на областной бюджет.

В нем на все про все денег не хватает. Мы знаем, что бюджет области сегодня слишком «закредитован», слишком дотационный. Поэтому враз отремонтировать все сети и водозаборные сооружения не получается и не получится.

Проблемы – серьезные, при этом системы водоснабжения и водоотведения в области работают. Правда, работают не без сбоев. Жители области и Облученского района знают о недавней аварии на водопроводных сетях, которая случилась в поселке Лондоко-завод. Жители поселка, детский сад, школа более недели оставались без централизованного холодного водоснабжения. Воду людям, конечно, подвозили. Но привозная вода – это, считай, масса неудобств — ни помыться толком, ни пищу приготовить без лишних проблем. Люди пережили неудобства, водопровод отремонтирован, и он работает.

К чему это говорю? Далее из разговора с начальником управления ЖКХ области вырисовываются пара важных моментов.

Первый момент – это факт, который отражает аварийное состояние наших сетей. Второй момент – органы местного самоуправления, которые являются собственниками объектов водоснабжения и водоотведения, не занимаются ими должным образом.

Представьте себе ситуацию: начинаем копать участок, где, по словам мастера, проложен водопровод, в некоторых местах экскаватор уже углубился на шесть метров, а трубы не было и нет! И где она? Вроде бы должна быть здесь. Выясняется, наконец, что сеть проложена не по прямой линии, а зигзагом. Случай  с ремонтом водопровода в поселке Лондоко-завод – это пример того, что в некоторых муниципальных образованиях не выполняют обыкновенную «бумажную работу». Потому в муниципальных образованиях  нужно провести аудит сетей, чтобы понять, где сегодня  какие у нас проблемы.

Может быть, не обязательно менять полтора километра сети, а потребуется замена всего двухсот метров трубы? Мое мнение, хотя, возможно, я не прав,  – органы местного самоуправления формально подошли  к тому, что мы делали несколько лет назад, разрабатывая схемы тепло- и водоснабжения. Их составляли  для того, чтобы организация, которая пришла работать в жилищно-коммунальный комплекс, взяла бы документы и посмотрела: вот у меня столько сетей, вот здесь есть какие-то «прорехи», и сегодня я готов их устранить, чтобы организовать бесперебойное водоснабжение. Посмотреть ту же скважину и увидеть, что воду подают населению без очистки, и нужно закупить и установить такое-то оборудование, чтобы вода соответствовала санитарным нормам и правилам. Вот  этого не делается, об очистке воды вообще забыли.

Вместе с тем мы сегодня работаем в этом направлении потому, что понимаем: вода – один из главных ресурсов, который получает население, и она должна быть качественной. Население не виновато в том, что у нас 70 процентов сетей пришло в ветхое состояние. Учитывая, что собираемость денег в поселениях за услуги неодинакова, неравномерна (где-то больше, где-то меньше) и существует задолженность, понимаешь, что проблема родилась в том числе из-за некачественных коммунальных услуг. Какой гражданин захочет платить деньги за  холодную воду, если у него из крана бежит ржавая жижа? Такой человек идет в магазин и покупает воду в бутылках.

Повторюсь. Сегодня, в силу нехватки средств, мы не можем сразу взять и поменять все ветхие сети, все отслужившие свой срок объекты водоснабжения на всей территории области. Мы  хотели бы это сделать, чтобы все были довольны. Но есть объективные причины, сдерживающие наше желание.

У нас есть программы модернизации, реконструкции водопроводного хозяйства. Согласно программе мы каждый год намечали, что отремонтировать, обновить, улучшить. Но последние два года из-за финансовых проблем  на данную программу, к сожалению, мы не получили  ни копейки! Ни на сеть, ни на водоснабжение, а тем более –  на водоотведение. В результате по той же Николаевке лет пять идет «перепалка», связанная с ремонтом системы канализации. Но часть работ при поддержке губернатора все же удалось выполнить.

Мой руки проточной водой — будут чистыми!

В этом году со всех органов местного самоуправления мы собрали информацию,  предложения о том, что необходимо сделать в первую очередь, какую выполнить работу, не терпящую отлагательства. Предложения муниципалитетов помогут нам сформировать в рамках нашей программы отдельный блок  о водохозяйственной деятельности. Мы понимаем, что у органов местного самоуправления нет денег на решение всех проблем, связанных с повышением качества той же питьевой воды, и надо помогать решать проблемы за счет средств области. Первое, о чем мы говорим местной власти, это о разработке проектной документации. Имея на руках документацию, можно четко понимать, что и как следует сделать, соблюдая строительные регламенты  и санитарные нормы и правила. К примеру, при ремонте того же водопровода мы увидели, что там ранее были уложены трубы диаметром сто два миллиметра. А сегодня воду  подают в сеть уже другие насосы, более мощные, и труба в сети столь большого диаметра не нужна.

Александр Корж сказал, что проблему повышения качества питьевой воды намечено решать поэтапно, а не сразу в омут с головой. Будут выбраны несколько «пилотных» проектов, которые можно реализовать в 2018 году. А дальше все зависит от объема финансирования.

По его словам, сегодня достаточно много программ федерального значения, в которых могла бы участвовать и наша область. Москва, Минстрой совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ выделяют немалые деньги для регионов на условиях совместного финансирования. Пример – программа переселения граждан из аварийного жилья, в ней активно участвует и Еврейская автономная область. Но для такого участия опять-таки нужна проектно-сметная документация.

—      Мы недавно ездили в Москву, в Фонд содействия реформированию ЖКХ. Просили триста миллионов рублей на реконструкцию объектов в Николаевке. Сразу нам задали вопрос: «Откуда эта цифра»? Отвечаем, мол, примерно посчитали. И  слышим резкое возражение: «Примерные цифры в министерствах не берут. Нужны конкретные и обоснованные расчеты». Должна быть бумага, должна быть документация.

Так что у нас первый путь повышения качества питьевой воды — в рамках областной программы модернизации. Второй – муниципалитеты должны заниматься этим важным делом за счет арендной платы. Мы хотим наладить эту работу путем инвестиционной деятельности. (Концессионные соглашения.) От них мы никуда не уйдем. Да, это новый механизм, и все новое трудно приживается. Но в этом направлении движется вся Российская Федерация. За год–полтора мы ситуацию коренным образом не изменим. Надеюсь, придем к лучшему поэтапно, — рассказал Александр  Корж.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *