Цена и закон

Цена и закон

Фото автора

Как «ведёт себя» бензин в условиях конкурентного рынка

В целях укрепления  национальной экономики и противодействия монополизму перед Новым годом Президент РФ  В. Путин подписал указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Федеральная антимонопольная служба по ЕАО подвела итоги 2017 года

Корреспондент «Биробиджанской звезды» взял интервью у Андрея Лунёва, руководителя Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области

Для укрепления национальной экономики

 

– Об упомянутом выше указе президента во второй половине декабря сообщили ведущие информационные агентства страны со ссылкой на пресс-службу Кремля. Они подчеркивают, что документ подписан «в целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности».

Полагаю, что эти слова в указе имеют прямое отношение и к антимонопольной службе в нашем регионе? В этой связи, что бы Вы сказали читателям газеты? — спросил Андрея Лунёва автор этих строк.

— От идеи до рождения документа, указа Президента, прошло года полтора – создавался национальный план развития конкуренции в Российской Федерации. Инициатор – антимонопольная служба (ФАС России). Поначалу разработали проект. Долго его рассматривали: хотели сделать документ в виде закона. Но потом он обрёл форму указа Президента. Форма не меняет сути, содержания документа, и мы обязаны исполнять указ, — рассказывает Андрей Лунёв.

В России также остается действующим закон №135 ФЗ «О защите конкуренции». Он по-прежнему – базовая основа всей деятельности ФАС России и других профильных министерств и ведомств, поскольку все законы и нормативные акты должны соответствовать 135 закону. То есть все действия наших бизнес-сообществ, действия товаропроизводителей, промышленников должны происходить с соблюдением федерального закона «О защите конкуренции».

Он регулирует отношения субъектов естественных монополий и доминирующих субъектов – тех, кто занимает главенствующее положение на определённом рынке.

Принципы, заложенные в законе, соответствуют тем, что действуют в экономиках развитых стран. Если закон не соблюдать, то мы вновь «свалимся в яму», создадим опять монополии, и они будут нами «править» – диктовать ценовую политику. Созданные правовые основы будут поломаны. Мы строим правовое государство, и теория, принципы заложены в основу закона «О защите конкуренции», а теперь и указа Президента «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Эти документы — базовые, основные в нашей деятельности, — сказал Андрей Лунёв.

Громкое дело

– Второй наш не менее значимый закон – № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере заказов, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд». Его иначе называют законом о закупках. В прошлом году в ЕАО одним из ведомств он был нарушен. Наверное, у многих на слуху история о том, что вынесены приговоры по уголовным делам в отношении бывшего главы областного управления здравоохранения Мацанова, его заместителя Градусовой и еще одного лица, которое возглавляет фирму в Хабаровске.

Их наказали за сговор на торгах и сговор между поставщиком медицинского оборудования и заказчиком техники, — поясняет А. Лунёв. — Здесь мы выявили нарушение одиннадцатой статьи закона о закупках – сговор на торгах для поддержания цены оборудования. Параллельно велись уголовные расследования в отношении должностных лиц, фамилии которых я назвал, по сговору с этой фирмой на поставку томографов для онкологического диспансера области.

Создалась ситуация, когда две хабаровские фирмы договорились между собой и с одного адреса направляли заявки на оборудование. Сговорились вначале с заказчиком техники – управлением здравоохранения. Для них специально изготовили документацию, что запрещено законом. Фирмы вступили в сговор, сделали по «шагу» для минимального снижения цены контракта. И поставили оборудование.

В отношении должностных лиц управлением ФСБ были возбуждены уголовные дела. В судах вынесены приговоры должностным лицам. К уголовной ответственности также были привлечены сотрудники двух медицинских фирм.

А в отношении юридических лиц мы приняли решение о том, что они нарушили одиннадцатую статью закона о закупках (сговор на торгах). Возможно, что уже очень скоро для юридических лиц согласно Административному кодексу будут определены штрафы (оборотные). То есть из суммы выручки на торгах за предыдущий период определят проценты для штрафа. Предварительно полагаем, что штраф будет исчисляться крупными суммами.

– Можно ли утверждать, что нарушения закона о закупках в нашей области — характерная особенность ушедшего года?

– В этой сфере за прошедший год выявлено много нарушений. Также антимонопольной службой выявлен ряд нарушений в сфере торгов на сельские земельные участки.

Что происходит? Поселения имеют определенный земельный фонд и вправе выставлять на торги земельные участки для передачи их в аренду. Размещают информацию на сайтах. Потенциальные участники торгов должны увидеть эту информацию. При желании иметь участок земли в аренде – подать заявку, а затем принять участие в аукционе на покупку участка в аренду.

В этом деле антимонопольным ведомством выявлен ряд системных нарушений. На сайтах размещена либо недостоверная, либо искаженная информация. Имеются факты, когда отсутствует часть обязательной информации. К нам поступали жалобы, мы их рассматривали, выносили решения, возбуждали административные дела, — рассказал руководитель Федеральной антимонопольной службы по ЕАО.

Как говорил знаменитый киносыщик Глеб Жеглов, «Опасность преступности в стране определяется умением властей с ней бороться». Борьба идёт…

 Люди говорят…

— На бытовом уровне можно услышать разговоры о росте цен на бензин и дизельное топливо. Вы контролируете цены? — спрашиваю собеседника.

—      В ушедшем году мы еженедельно отслеживали цены на автомобильное топливо в регионе. Мы не контролируем, а только фиксируем цены, — говорит Андрей Лунёв. — Что это означает? Нам поставщики топлива присылают градированную в табличном варианте информацию по ценам. Мы ее передаем в центральный аппарат ФАС. И только.

—      Что в ваших полномочиях?

—      Мы не можем пойти к поставщику топлива и указать – мол, вы повысили цену на бензин такой-то марки. Потому-де ведете себя неправильно. Нет. Сегодня у нас рыночная экономика, и цены формируются, исходя из условий рынка, начиная от товарно-сырьевой биржи Санкт-Петербурга (там определяют цену на нефть) и заканчивая налогами, сборами, расходами на зарплату фирмы, которая из нефти делает бензин. То есть калькуляция на топливо начинается с цены нефти и заканчивается последним платежом (налогом, зарплатой) нефтеперерабатывающей фирмы плюс расходы поставщиков топлива. Мы фиксируем цены на топливо у двух поставщиков — Хабаровскнефтепродукт и Востокнефтепродукт. Смотрим, чтобы не было злоупотреблений на рынке. Они не злоупотребляют, за период, сколько я здесь работаю.

 — Однако водители наверняка сравнивают цены на топливо в Биробиджане и Хабаровске. Говорят, что там литр бензина дешевле: мол, рядом нефтеперегонный завод.

— Что специфично для нашей Еврейской автономной области, что здесь отсутствует? Нет так называемой базы раскачки — больших запасов топлива в цистернах, откуда его берут и распространяют на автозаправочные станции. На все наши станции топливо из Хабаровска везут автомобильным транспортом. Соответственно в цену топлива включают затраты на логистику. Получается, чем дальше от Хабаровска, тем дороже топливо.

На двух заседаниях, в которых я участвовал, был задан вопрос представителям названных мной компаний: почему вы не хотите создать базу раскачки на территории области? Отвечают, а нам это не интересно, это наш бизнес, мы сами определяем его движение.

Насколько я информирован, в 2018 году планируется проведение встречи топливных компаний на базе хабаровского управления ФАС. Возможно, будут объявлены изменения в политике развития конкуренции. Слышал, что «Роснефть» пытается создать здесь регулятор, чтобы упорядочить ценовую политику.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *