Цветы для города ангелов

Цветы для города ангелов

Из архива №23

Эхо трагедии

Вот уже десять лет в первые дни сентября в разных городах России и мира вспоминают жертв бесланской трагедии. За эти годы сказано и написано уже немало слов, с помощью которффых мы пытаемся выразить все наши чувства — от боли и сострадания к жертвам до возмущения и ненависти к палачам…

Мир содрогнулся от боли, когда в школе № 1 осетинского города Беслана прогремел взрыв, унесший жизни более трехсот человек, в том числе 186 детей.

Памятные мероприятия к этой скорбной дате ежегодно проводятся по всей  стране. Во Владикавказе второй год подряд проходит форум «Дети — жертвы террора в новейшей истории: проблемы мемориализации». В этом году в нем приняла участие и директор биробиджанской школы № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа Лилия  Комиссаренко.

— Основная цель форума, — рассказывает Лилия Вольфовна, — увековечить имена погибших и не допустить повторения страшной трагедии. 

Проблема террора, тем более в отношении детей, — тема ужасающая.  Трагизм событий, произошедших в Беслане, состоит еще и в том, что они, к сожалению, не беспрецедентны. Мы помним и Холокост, и трагедию армянского геноцида, и теракты в Израиле и многие другие преступления против человечества. Мы помним это, и к нашему ужасу, не можем избавиться от мысли о том, что это может вновь повториться и в будущем. Только вдумайтесь в название форума — «Дети — жертвы террора в новейшей истории». До какой же бесчеловечности может доходить человек? Как не допустить повторения подобных трагедий? Об этом говорили участники форума во Владикавказе. 

В его организации приняли участие Северо-Осетинский университет им. Коста Хетагурова, научно-просветительский центр «Холокост», Правительство Республики Северная Осетия (Алания). Лилия Комиссаренко является региональным представителем научно-просветительского центра «Холокост», именно поэтому ее пригласили принять участие в памятных мероприятиях. 

На открытии форума выступили проректор по научной работе Северо-Осетинского государственного университета Тамерлан Камболов, член Общественной палаты Госдумы РФ  Алла Гербер, сопредседатель центра «Холокост» Илья Альтман, учитель начальной школы, бывшая заложница Татьяна Светлова и многие другие. В речи каждого из них звучали слова: не допустить, уберечь, предотвратить…

Участники форума посетили ряд памятных мероприятий в Беслане и Владикавказе, побывали на вечере-реквиеме. Во дворе разрушенной школы прошла траурная линейка с посещением спортивного зала, где удерживались заложники. 

Лилия Комиссаренко поделилась своими впечатлениями о форуме: 

— Это было сильное потрясение. Здание школы и спортивного зала в полуразрушенном виде сохранены как напоминание потомкам о той трагедии, которая произошла в сентябре 2004 года. На стенах  спортзала — фотографии погибших детей, их родителей, учителей, бойцов группы «Альфа», освобождавших заложников. Потрясает то, что большое количество погибших — члены одной семьи. Много плачущих мужчин… С трудом сдерживала слезы, слушая речь членов  комитета «Матери Беслана». Впечатляет и памятник, установленный на территории Дворца культуры в Беслане. Он состоит из закупоренных бутылочек воды, внутри каждой на специальном материале выдавлено изображение лица погибшего, даты его рождения и смерти. Этот памятник очень символичен, ведь на протяжении нескольких суток заложники оставались практически без воды… 

Прошло десять лет с момента трагедии, но боль утраты по-прежнему не унять. Убитые горем матери по сей день приходят к стенам школы, неся в руках бутылочки с водой, шоколадки… Они идут к своим детям… 

— Сердце рвется на части при виде памятника с не менее символичным названием «Дерево скорби», — продолжает Лилия Вольфовна. — Он установлен в «Городе ангелов», на мемориальном кладбище. Памятник как будто несет в себе всю боль и скорбь матерей, потерявших своих детей. 

Центр «Холокост» стал инициатором проведения первого, а затем и второго форумов «Дети — жертвы террора». У центра накопился большой опыт по увековечиванию имен погибших. Накануне нынешнего форума центр выпустил книгу «Дети — жертвы Холокоста и террора: педагогический аспект» — о том, как можно преподавать эту тему в школе, и что нужно сделать, чтобы не допустить подобное.

— Для нас, педагогов, важно вложить в умы и сердца наших воспитанников мысль о том, что главная ценность — это человеческая жизнь, никто не вправе распоряжаться ею, — говорит Лилия Комиссаренко. — Может, кому-то не нравится слово толерантность, но его можно заменить множеством синонимов — гуманность, человеколюбие, принятие человека таким, какой он есть…  В мировом сообществе по сей день продолжаются конфликты, но главное, чтобы во всех этих политических распрях не гибли люди. Все должно регулироваться мирным путем. Что такое погибший ребенок? Это наше с вами погибшее будущее, не выросший хороший человек, не выросший талант, не создавший семью… Конечно, поездка была тяжелой в эмоциональном плане, но в плане духовного обогащения, осознания собственной миссии как учителя, миссии школы — очень плодотворной. Активное внедрение в учебный процесс «уроков Беслана», формирование у учащихся глубоких гуманистических убеждений — это долгий, но самый верный путь к формированию толерантной личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + двенадцать =