Тум, балалайка… А для кого?

Тум, балалайка… А для кого?

Фото из архива детской музыкальной школы Биробиджана

Самый известный русский музыкальный инструмент стал «центром притяжения» в международном празднике музыкантов.

Но забывается в России

Хотя в списке российских официальных праздников Дня балалайки нет, это никак не уменьшает важность самой трёхструнной красавицы для русской культуры.

День балалайки учрежден благодаря тем музыкантам, которые не видят своей жизни без этого веселого инструмента. Известно, что своим появлением данный праздник обязан президенту российского клуба музыкантов-народников Дмитрию Белинскому. И случилось это в не столь уж далёком 2008 году, когда прошла первая такая музыкальная акция. Она объединила музыкантов-балалаечников со всего мира! Да-да — фанатов русского инструмента немало, если поискать…

Но постепенно балалайку в нашей стране стали вытеснять инструменты-иностранцы. Сейчас у учеников музыкальных школ (даже сельских) куда более популярны «международные» фортепиано, гитара-шестиструнка, аккордеон и «русский аккордеон» — баян. А балалайка отходит на последнее место даже в оркестрах народных инструментов! Вместо нее тренькает мандолина или домра.

И я была приятно удивлена, когда узнала, что в Биробиджане — столице Еврейской автономной области — не забыт этот инструмент. Ну еще бы! Ведь без него не сыграешь так, чтобы сердце защемило, самую русскую еврейскую песню «Тум, балалайка»!..

Я обратилась к преподавателю детской музыкальной школы областного центра Марине Владимировне Черепковой. Она преподает игру на балалайке дополнительно, тогда как ее «родной» инструмент – баян. Марина Владимировна является также руководителем детского ансамбля народных инструментов.

На мой вопрос: «Актуальна ли балалайка для маленьких биробиджанцев?» – она ответила, что детям очень нравится играть на ней начиная с первого года обучения.

—      «На балалайку» ребята ходят с желанием, демонстрируя друг перед другом свое мастерство. Это увлечение сближает детей и прививает тягу к музыке, к занятиям. Для фольклорного искусства балалайка, конечно, необходима.

Ну в самом деле: в скольких народных песнях «трехструнка» не только звучит инструментом сопровождения, но и в тексте самой песни упоминается. А балалайки-то в оркестре и нет!..

Но почему родители будущего балалаечника решили отдать своего ребенка учиться игре именно на этом инструменте? Нет, я понимаю: наверное, в Новгороде, приди кто в «музыкалку» учиться игре на гуслях — так это же наследник легендарного Садко! А кто такие легендарные балалаечники? А как же современные, более востребованные инструменты?

А самое главное – куда он потом с этой балалайкой? И вроде как, став юношей, не скажешь девушке: «Сыграю-ка я тебе, любимая, на балалайке!» Как на это отреагирует современная девушка?

Учитель музыкальной школы Марина Владимировна говорит, что все зависит от преподавателя: «Популярность балалайки в наше время зависит прежде всего от преподавателя. От его умения произвести впечатление на детей и их родителей, увлечь, заинтересовать. Многие дети хотят игре на  гитаре учиться. Если нет свободных мест, временно им предлагают поучиться на домре, балалайке. А в итоге более 70 процентов учеников уже не хотят уходить от преподавателя, который так увлеченно работал с ними учебный год. Они влюбляются в инструмент.

Балалайка имеет ряд преимуществ перед другими музыкальными инструментами.

Во-первых, она более проста для обучениия (у инструмента три струны), при этом славится своей мелодичностью. Во-вторых, по сравнению со многими другими музыкальными инструментами она более доступна по цене.

Вокруг балалайки сложилось множество стереотипов. Кто-то считает, что это инструмент «прошлого века», на котором сегодня играть смешно. Кто-то уверен, что нет смысла учиться игре на этом инструменте, потому что он вряд ли пригодится в будущем.

Но ведь мы же читаем, например, Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» или русские народные сказки нашим детям, хотя сами живем далеко не той же крестьянской жизнью. А кто слышал, как звучит русский народный ансамбль, тот соврет, что не хотел пуститься в пляс…

Вот что говорят люди, которые учились играть на этой веселой красавице:

— Я обожаю этот истинно русский инструмент. Именно его звучание способно отразить всю широту русской души. Инструмент гениален.

— Играю на балалайке с детства! И до сих пор, хоть и сменил профессию музыканта, играю для души!

— Балалайка — практически универсальный инструмент. От одного этого слова на лице появляется улыбка. В компании она, как и гитара, — незаменимый инструмент…

Очень бы хотелось, чтобы русская балалайка иногда звучала в наших концертных залах, на улицах, домах и радовала наш слух.

Учитель биробиджанской детской музыкальной школы в конце нашего разговора тоже пришла к выводу:

—      Популяризация народных музыкальных инструментов, конечно же, нужна. Что ж, хотелось бы, чтобы и у нас в России, в городе Биробиджане балалайка не забывалась, ведь и мы не отстаем от запада, и у нас есть много прекрасных учителей.


Кристина МУСИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *