У всякого искусства своя цена

Региональное отделение Союза художников России в этом году отмечает 10-летний юбилей

В редакции газеты «БШ» прошла встреча с представителями художественного цеха, которые рассказали о достижениях творческого объединения и наболевших проблемах. Участниками круглого стола  стали руководитель Союза художников ЕАО Валентин Коровин, преподаватель детской художественной школы Биробиджана Ольга Доманова, директор Музея современного искусства ЕАО Борис Косвинцев и художественный редактор издательского дома «Биробиджан» Владислав Цап.

– Какие итоги можно подвести за десятилетний период существования областного Союза художников?

Валентин Коровин:

– За эти десять лет, я считаю, было сделано много добрых дел. Состоялся прием в Союз художников России, прошли награждения на высоком уровне – и еще будут, кстати. 23 мая нам исполнится десять лет. В этот день в 2007 году в Москве было принято решение о выходе наших художников из хабаровского краевого отделения Союза и об организации областного объединения.

Раз в пять лет у нас проходят всероссийские выставки, участие в которых считается очень престижным и может повлиять на прием кандидата в Союз художников. Конечно, проводить такое масштабное мероприятие раз в пять лет мало. Секретариат Союза прислушался к нашему мнению и учредил промежуточные выставки – межрегиональные, осенью состоится третья такая выставка в Новосибирске, мы в ней примем участие. Была не слишком удачная попытка проведения межрегиональной выставки в китайском городе Нинбо, наши художники также представляли там свои работы. Но опыт этот оказался не продуктивным, поэтому отныне такие выставки будут проходить только в России.

Приглашаю всех на мою персональную выставку, которая состоится 21 апреля в Музее современного искусства ЕАО. А 23 мая наш региональный Союз представит большую выставку к 10-летнему юбилею организации.

– Есть ли у Союза художников помещение, где вы можете собираться?

Ольга Доманова:

– У нас такого помещения нет. Также нет ни одной мастерской.

Валентин Коровин:

– Когда-то мы рассматривали вопрос о мастерских с городскими властями. Тогда еще мэром был Андрей Пархоменко. Там, где сейчас располагается художественная школа – на улице Лесной, 7 –  есть свободное место на первом этаже. Помещения там построены по чертежам Союза художников. Была договоренность о том, что застройщик в продолжение первого этажа сделает выставочный зал и мастерские для членов Союза художников – пусть немного, но они будут. Эта часть здания скоро уже будет заселяться, но наш поезд, похоже, прошел мимо. Руководство сменилось, и теперь нам говорят, что оборудовать такие помещения дорого. Далее нам также было обещано, что сделают еще один выставочный зал в другом месте. Но и он нам не светит…

Музей современного искусства ЕАО вместить все выставки, понятно, не может. А делать выставки по два-три дня – смысла нет, да и это неправильно. А ведь, если появится конкретно выставочный зал, можно будет спланировать экспозиции с художественной школой, Центром детского творчества, Союзом художников, ПГУ имени Шолом-Алейхема, колледжем культуры – уже пять учреждений, организаций, которые занимаются художественным образованием, творчеством, а их больше. Мы могли бы организовывать выставки практически каждый месяц – да тех же умельцев, рукодельниц, промысловиков, занимающихся народным творчеством. Кстати, по этому виду творчества тоже можно вступать в Союз художников.

Во Дворце культуры под Музеем современного искусства ЕАО есть точно такое же помещение, где мог бы разместиться выставочный зал.

Думаю, у нашего Союза есть и перспектива по увеличению численности. Например, Сергей Еремин из Теплоозерска недавно представлял свои работы в музее. Он хороший акварелист, думаю, у него есть перспективы стать членом Союза художников России. Есть и другие достойные кандидаты. В Даниловке есть неплохие художники, вообще это очень талантливое село. А выставлять их работы, к сожалению, негде.

– Кто готовит у нас будущих художников, потенциальных членов вашего Союза?

Валентин Коровин:

– Значительная часть членов Союза художников – выпускники детской художественной школы Биробиджана. Дальше эта цепочка обрывается, поскольку ребята поступают в вузы  либо Хабаровска, либо Благовещенска. Словом, покидают область и в будущем остаются в других регионах, где и вступают в местные отделения Союза художников. Многих талантливых художников мы упустили – они уехали в другие регионы на ПМЖ. Например, талантливый косторез Наталья Сапега переехала в Санкт-Петербург. Сергею Толмачеву хабаровский Союз художников выделил мастерскую, естественно, он перешел туда.

Другая проблема – нам негде выставляться. Раньше были две такие площадки – выставочный зал «Стройиндустрии» и Музей современного искусства ЕАО. У музея, понятно, есть свой план, который он должен выполнять, и вклиниться в него очень сложно. Мы не можем навязать музею свои предложения и пожелания. Например, есть два замечательных художника из Хакасии, которые готовы сами привезти и затем увезти работы. То есть для нас – затрат никаких, жители области могли бы познакомиться с их творчеством. Но мы не можем выставить их работы, потому что негде. Когда работал зал в «Стройиндустрии», нам  было намного проще. Но в этом помещении теперь размещается магазин.

Также раньше мы могли наравне со взрослыми выставлять работы детей. Сейчас такой возможности нет, за исключением узкого коридора в здании художественной школы. Туда входит около шестидесяти работ, и нет возможности ими насладиться – как говорится, работы надо смотреть издалека, чтобы увидеть всю их прелесть. Кроме того, это детское образовательное учреждение, в котором существует определенный пропускной режим, так что туда пускают не всех. Да и расположено оно не в центре города.

– Сколько художников состоит в Союзе?

Валентин Коровин:

– На сегодняшний день в наш Союз входят двенадцать художников – на одного меньше по списку, чем на момент создания самой организации. Нас могло быть больше – один наш земляк-художник переехал в Краснодар, другой в Белгороде, третий – в Санкт-Петербурге, двое в Хабаровске. Уже семнадцать. Один, к сожалению, ушел из жизни. Так что в наших рядах могло быть около двадцати человек.

Подпитки никакой. Мы за последнее время, кроме Екатерины Калашниковой – выходца из нашего Приамурского госуниверситета, никого в Союз не приняли. Екатерина – выпускница художественной школы, Благовещенского педучилища, ПГУ. Когда-то мы уже говорили по этому поводу с бывшим ректором университета Львом Гринкругом. Он парировал тем, что выпускники детской школы (я тогда еще там преподавал) предпочитают поступать в ТОГУ.

Владислав Цап:

– Если говорить о возрасте членов областного Союза художников, то в среднем мужчинам около шестидесяти лет, а девушки у нас моложе. Старая гвардия еще кисти держит, а нового притока, увы, нет.

Ольга Доманова:

– У нас в базовом вузе худграфа нет, о чем говорить!? Нескольких дизайнеров набирают – и все… Откуда молодые художники возьмутся?

При входе в нашу художественную школу есть доска с портретами известных в Биробиджане людей, некогда ее окончивших. Екатерина Калашникова, Сергей Шестопалов, Александра Деревнина, Сергей Толмачев, Ярослав Хвостенко вышли из наших стен. Есть выпускники, которые не связали свою жизнь с искусством, но тем не менее интересуются жизнью школы.

Каждый год у нас выпускается около тридцати ребят, из них в вузы по специальности поступают 4-5 человек, иногда чуть больше. В нашей школе есть специальный класс для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, занятия в котором ведет Владимир Вертепный. В прошлом году два выпускника поступили на архитектурное отделение в ТОГУ на бюджетные места с самыми высокими баллами.

– Мы все о городе и о городе. А до сельских жителей Союз художников доходит?

Борис Косвинцев:

– Несколько раз сотрудники нашего Музея современного искусства ЕАО выезжали в село Ленинское, там есть краеведческий музей. Мы знакомили сельчан с коллекцией «Ветхий Завет глазами современных художников», хранящейся в фондах нашего музея. Правда, возили не оригиналы работ, а хорошие копии. В Ленинском мы три таких выставки представляли. Тогда как раз президент призвал всех выезжать в деревни. Были деньги, чтобы покрыть транспортные расходы.  Мы готовы и дальше предоставлять сельским жителям возможность приобщаться к искусству. Увы, все упирается в деньги.

– Сейчас все больше в искусстве применяются новейшие компьютерные технологии, в том числе в художественном творчестве. Как вы к ним относитесь?

Владислав Цап:

– Компьютерная графика состоит из двух частей: технической и творческой составляющей. Человек научился работать с программами, но никогда не занимался рисованием: он может создавать какие-то картинки, но они не будут интересными. Наш Музей современного искусства проводил выставки компьютерной графики, и, должен отметить, там были работы, которые можно назвать произведениями искусства. Многое зависит от того, кто берется за компьютерную графику – художник или дилетант.

Валентин Коровин:

Художнику намного проще осваивать компьютерную графику: он знает азы композиции, технику работы акварелью, маслом, карандашом, углем. Он имеет полное представление – какая техника и какие материалы используются.

Борис Косвинцев:

Компьютер в данном случае – инструмент. Но у него есть особенности. Во-первых, это скорость создания работы. Мозги у художников тоже работают достаточно быстро, но технически – пока кисточкой проведешь… забудешь, с чего начал. А на компьютере можно легко отменить любое действие, можно быстро залить цветом нужную область, исправить что-то.

Владислав Цап:

– И все же лучшие книги, особенно детские – с иллюстрациями ручной работы. Например, смотришь книжку «Маша и медведь», листаешь, а везде одна и та же Маша, бабочка одинаковая путешествует по всем страницам. Дети тоже это отмечают, и рассматривать такие компьютерные картинки им не так интересно.

Ольга Доманова:

В этом году наша школа открыла класс компьютерной графики. Дорого вышло, очень дорого. Часть средств выделила мэрия Биробиджана, часть – из фонда детской художественной школы. Есть сложности с программным обеспечением: лицензионное очень дорогое.

Мы уже делали работы к осенней выставке, к Новому году, Дню защитника Отечества и сейчас готовим к юбилею города. Мэрия Биробиджана запустила проект – создание праздничных баннеров. Одно из его направлений – компьютерная графика. На днях прошло заседание конкурсной комиссии, отобрали лучшие работы и город к 80-летию украсится работами учеников нашей школы. Так что вы сможете их увидеть.

Борис Косвинцев:

– Наш музей проводил выставку и дальневосточный фестиваль компьютерной графики за счет грантовых средств. Печать работ в хорошем формате плюс оформление в рамках – недешевое удовольствие. Нам с грантом тогда повезло, и мы смогли организовать сразу два таких мероприятия. Только в первой выставке набралось семьдесят участников, а на второй было еще больше.

Я с радостью вспоминаю те выставки. Причем они просты в организации: не надо ничего отсылать, привозить – никаких транспортных расходов. Прислали по электронной почте свои работы и все. Нам остается лишь их распечатать и оформить. Причем это считается оригиналом. Скорость собираемости участников и работ таких выставок большая.

Компьютер может все, не может только одного – захотеть. Захотеть может только человек, а компьютер – уже инструмент в его руках. Любая новая технология, да и старая,  требует средств. А главное – времени и желания.

– Раньше считалось, что Биробиджан – город акварелистов. Так ли это?

Валентин Коровин:

– Последнее время, это не так. Хотя акварель у нас осталась.

Акварель – очень сложная техника. Без определенных навыков, подготовки, без нормального композиционного рисунка на листе хорошую акварель не сделать. Поэтому работе с этим сложным материалом обучают в детской художественной школе. И потом начинающим художникам намного легче работать гуашью, маслом, пастелью и т.д.

Вообще живопись – это юанипись, то есть успешная продаваемость. А про акварель этого не скажешь, это некоммерческая техника. Конечно, хочется, чтобы Биробиджан вернул себе статус города акварелистов. Будем на это надеяться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *